В Союзе торговых предприятий РТ
17.08.2023
Продолжаем тему онлайн-продаж алкоголя с доставкой.12.04.2023
ВЫБРАТЬ ВЕРНЫЙ ПУТЬ19.12.2022
Наши поздравления!
Календарь мероприятий
Татарстан должен расти на 5 - 6% в год. И эту задачу нужно выполнить!
21.06.2015
Интервью временно исполняющего обязанности Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова российскому телеведущему, руководителю и ведущему программы «Вести в субботу» Сергею Брилеву и ведущей вечернего выпвьюуска программы «Вести-Татарстан» Лилии Галимовой. Источник изображения: http://president.tatarstan.ru
Сергей Брилев : Здравствуйте, Рустам Нургалиевич! Спасибо Вам за приглашение в Вашу официальную резиденцию - белый зал Губернаторского дворца в Казанском Кремле. Здесь, в соседнем здании, есть Музей государственности, где пять лет назад мы записывали интервью с вашим предшественником, первым Президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым. Тогда он, оценивая результаты своего правления, сказал, что главным результатом было изменение отношения к татарам в России. Если предварительно оценивать результаты Ваших первых пяти лет президентства, что Вы считаете главным результатом?
Рустам Минниханов : Наверное, самое главное - то, что в эти пять лет мы сохранили уважение к Республике Татарстан, ту стабильность и в экономике, и в обществе, которая уже сформировалась в период работы Минтимера Шариповича. Мы сумели найти некие новые направления, чтобы Татарстан продвигался вперед. Вот это, я считаю, главный результат, который мы сумели обеспечить.
Сергей Брилев: Рустам Нургалиевич, я, понятное дело, гость. Давайте спросим у Лили, о чем бы она первым делом спросила, оказавшись вот так, напротив президента.
Лилия Галимова: У меня вопрос, касающийся жителей республики. Недавно моя приятельница решила приобрести жилье по социальной ипотеке. Но у нее есть опасения относительно того, что, возможно, в кризисный год программа будет приостановлена до лучших времен или условия поменяются. Как бы Вы могли это прокомментировать?
Рустам Минниханов: Я могу вам сказать, что программа социальной ипотеки, которая принята, не будет изменена. И все очередники, которые вступили или вступают в эту программу, будут обеспечены жильем под 7 процентов годовых! И неважно, кризис - не кризис. Срок социальной ипотеки плательщик выбирает сам - максимум до 28 лет. И если возникают какие-то сложности с оплатой (например, жена в декрет ушла), на это время можно перейти на систему найма. То есть жилье в собственность не переходит, но наем - это тоже доступно.
Сергей Брилев : Несколько недель назад мы попали в корпоративный университет Сбербанка, на тимбилдинг. Министр экономического развития Улюкаев, отвечая на мой вопрос о кризисе, заметил: еще не факт, что кризис есть. Но большинство придерживается той позиции, что кризис есть. Это связано и с санкциями, и с ограничениями доступа к международным финансам... На международные кредиты запускались очень многие проекты, в том числе и в Татарстане. Вы почувствовали, как сокращаются эти возможности или нет?
Рустам Минниханов : К сожалению, у нас память короткая: любой кризис мы через пару лет забываем. Конечно, сказать, что ничего не случилось, - это неправда. Да, кризис есть, и это отрезвляющий кризис. Приходится делать переоценку - как к тебе относятся, на кого ты можешь опираться, кто твой партнер, а кто - только попутчик. Возможно, психологически мы не были готовы к кризису, потому что это случилось очень быстро и неожиданно. И это оказалось большим испытанием, прежде всего для банковской системы.
Упали цены на нефть, появились ограничения на финансовых рынках. Ну и самое главное - мы недоработали с населением. В декабре прошлого года случился этот ажиотаж, когда люди по 10 холодильников, по 5 телевизоров покупали...
Сергей Брилев: Я потупил взор, потому что в декабре тоже участвовал в этом. У меня есть новый телевизор. Декабрьский...
Рустам Минниханов: Я считаю, это наша недоработка. Люди на какое-то время потеряли доверие к национальной валюте. Я и себя в этом обвиняю, потому что здесь я отвечаю за территорию, за свой субъект федерации. Так что ситуация сегодня напряженная. Доступ к капиталам сейчас намного сложнее. Сегодня малое и среднее предпринимательство - бизнес с низкими кредитными рейтингами, к сожалению, не имеет доступа к финансам. И нам, власти, надо переосмыслить, пересмотреть инвестиционные программы. Что касается в целом экономики, то нефтяная промышленность, например, работает как часы. Нефтехимия, нефтепереработка тоже работают успешно. Наши машиностроительные предприятия работают по программе оборонно-промышленного комплекса. Конечно, автомобильная отрасль связана со спросом. Но это не только для Татарстана, это в целом для автомобильной отрасли Российской Федерации сегодня проблематично.
Сергей Брилев: Иными словами, Вы считаете, без западных кредитов можно жить?
Рустам Минниханов: Можно жить без многого. Другое дело - как жить? Сегодня надо использовать те средства, которые у нас есть, контактировать с теми партнерами, которые к нам относятся серьезно. Обратить внимание на Юго-Восточную Азию. Например, мы пока совсем не работаем с арабским миром, с исламским банкингом, а это огромные резервы. Я уверен, безвыходных ситуаций нет.
Лилия Галимова: Татарстан к кризису оказался одним из самых подготовленных. У нас в этот тяжелый для экономики год один за другим открываются новые производства. Но есть и уже существующие крупные промышленные предприятия. В том числе КАМАЗ. В июне, например, он будет работать всего 7 дней, судя по последним сообщениям. Что будет с такими предприятиями? Как сохранить людей? Что для этого надо делать?
Рустам Минниханов: Сегодня у регионов с федеральным правительством очень хороший контакт, в принципе, все мы, как говорится, в одной лодке. Сказать, что КАМАЗ не имеет никаких перспектив, - совершенно неверно! КАМАЗ - ведущее машиностроительное предприятие России, он имеет самый современный модельный ряд. Но завод был ориентирован на внутренний рынок. А внутренний рынок сегодня сузился. Я вам могу сказать, что мы с генеральным директором ОАО «КАМАЗ» Сергеем Когогиным очень много ездим, ищем партнеров. В Азербайджане недавно открыли предприятие по сборке «КАМАЗов», в Перу посетили завод, который выпускает автобусы на базе шасси «КАМАЗа». Президент Перу, например, заявил, что будут проведены тендеры на покупку грузовых автомобилей для армии. И условия, которые представил КАМАЗ, самые привлекательные. Надо работать! Все это временные сложности, и в ближайшее время мы с ними справимся.
Сергей Брилев: Я помню, как Вы меня отправили в 2009 году в Набережные Челны. Ничего более страшного, чем стоящий конвейер КАМАЗа, я в своей жизни не видел. Давайте, Рустам Нургалиевич, мы следующую передачу в Челнах запишем?
Рустам Минниханов: Я считаю, что КАМАЗ - такой локомотив, рядом с которым работает много интересных предприятий с участием российского и иностранного капитала, много малых предприятий, которые работают на потребности КАМАЗа.
Сергей Брилев: Вы упоминали про падение цен на нефть. Понятно, что это не могло не сказаться не только на федеральном, но и на республиканском бюджете. У вас же процентов 50 доходов от нефти зависит?
Рустам Минниханов: Ну, это когда было...
Сергей Брилев: А сейчас сколько?
Рустам Минниханов: Сегодня это незначительно. «Нефтянка» дает не более 30 процентов. У нас появилось много обрабатывающих производств. Мы меняем структуру промышленности.
Сергей Брилев: Я не знал, что так упала доля «нефтянки