В Союзе торговых предприятий РТ
17.08.2023
Продолжаем тему онлайн-продаж алкоголя с доставкой.12.04.2023
ВЫБРАТЬ ВЕРНЫЙ ПУТЬ19.12.2022
Наши поздравления!
Календарь мероприятий
Know how: как работать в условиях нового закона о торговле
06.07.2016
4 июля 2016 года президент Владимир Путин одобрил Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности» (ФЗ 704631-6). Тем самым завершился процесс правового оформления новых правил взаимоотношения между ритейлерами и поставщиками. Изменения в закон о торговле были внесены Госдумой стремительно, сразу во втором и третьем чтениях. И с того момента, как в конце июня это случилось, лихорадит весь российский рынок продуктов питания.
О том, как действовать в новых условиях торговым сетям и поставщикам, я уже писал в статье «Как приспособиться к поправкам в закон о торговле». В ней были даны рекомендации, основанные на информации о поправках, которую в тот момент можно было найти в аналитических статьях и сообщениях экспертов, опубликованных в интернете. Но затем, как только стала доступна окончательная редакция ФЗ 704631-6, я занялся детальной проработкой текста поправок и их правовых последствий.
До прихода в бизнес я 16 лет прослужил в Вооруженных силах (майор запаса) и несколько лет проработал в военной прокуратуре. Затем лет восемь курировал юридический департамент розничной сети. Появление в 2009 году закона о торговле произошло как раз во время моей работы в ритейле. В своей первоначальной редакции он ограничил размер премии, но не запретил контрагентам заключать договоры об оказании услуг. И это после 2009 года позволило ритейлерам и поставщикам существенно не менять схему работы. Говоря образно, они переложили яйца из одной корзины в другую.
И вот, представьте сегодня мое удивление. Читаю текст последних поправок и плачу! Сначала бросаются в глаза жесткие определения. Максимальная премия ограничена 5%, из базы для ее расчета исключены НДС и акциз. Уменьшен период отсрочки платежа, отсрочка исчисляется от даты поставки… Все очень жестко! А потом во мне проснулся давно дремавший юрист. И я начал искать юридические и коммерческие коллизии (в основном я коммерсант и финансист).
Коллизия №1
Цитата из поправок в закон о торговле, дополняющая статью 2 пунктом 10 следующего содержания: «Услуги по продвижению товаров – услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования продовольственных товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров».
Главная фраза здесь «услуги по продвижению товара», которые приравниваются к «иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров». Данный пункт или абсолютно ничтожен, или может отнести к услугам по продвижению любые услуги по продвижению.
Коллизия №2
Как уже сказано, резко ужесточаются нормы о выплате премии за выборку продукции. Премия всего 5%, и эти жалкие проценты включают все услуги по продвижению! Как теперь работать? Но, находясь в шоке, я продолжаю внимательно читать поправки дальше. И что же я вижу в новой редакции пункта 11 статьи 9?
«Услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров» заменить словами «Услуги по продвижению товаров, услуги по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иные подобные услуги».
Получается, что эта поправка трансформирует соответствующую норму закона следующим образом: «Услуги по продвижению товаров, услуги по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иные подобные услуги могут оказываться хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг».
Что это означает? Одна формулировка заменена на другую. И все! Но маркетинговые и любые иные услуги, которые предоставляет ритейлер поставщику, не запрещены. С учетом коллизии №1 они могут оказываться и оплачиваться в рамках договоров оказания услуг, заключаемых между хозяйствующими субъектами. Главное, чтобы при заключении таких договоров:
- не было принуждения со стороны ритейлера;
- не создавались дискриминационные условия.
Вот за эти нарушения санкции существенно ужесточаются, что прописано как в законе о торговле, так и в поправках, внесенных в Гражданский кодекс РФ.
Что из этого следует на практике?
Мой совет: после вступления в силу новой редакции закона о торговле ни в коем случае не надо привязывать стоимость услуг к объему продаж. С одной стороны – это дискриминация: одни и те же паллеты могут стоить по-разному для производителей с разным объемом продаж. С другой – это может быть расценено как нарушение указанных выше требований. В свое время в 2009 году 30% премии сети и поставщики успешно перевели в услуги, уж насчет 5% они как-нибудь договорятся.
Пример: сейчас стоимость логистических и прочих услуг часто привязана к товарообороту. Пора менять эту порочную практику. Логично привязать стоимость логистических услуг к кубометру или килограмму, услуг по упаковке и мерчендайзингу – к количеству единиц продукции. Нужны понятные и прозрачные правила, не привязанные к товарообороту! В этом случае не будет дискриминации, будет совершенно понятна стоимость услуг и то, как она рассчитана!
Да, коллеги, новым законом сокращены отсрочки, уменьшены премии, много чего ужесточено и переформулировано. Но осталось главное: сеть может оказывать поставщику услуги, которые он добровольно, без давления со стороны сети, готов заказать и оплатить. А это уже совсем другая история. Все, кто хочет договориться, по-прежнему могут договориться.