В Союзе торговых предприятий РТ
17.08.2023
Продолжаем тему онлайн-продаж алкоголя с доставкой.12.04.2023
ВЫБРАТЬ ВЕРНЫЙ ПУТЬ19.12.2022
Наши поздравления!
Календарь мероприятий
ВС РФ не стал давать контрагентам право отказаться от неактуальных договоров на фоне распространения COVID-19
11.06.2020
Москва. 11 июня. ИНТЕРФАКС - Сторона договора не может отказаться от него со ссылкой на обстоятельства непреодолимой силы, если исполнение обязательств остается возможным после устранения форс-мажора, устанавливает постановление пленума Верховного суда (ВС) РФ, посвященное применению норм Гражданского кодекса (ГК) РФ о прекращении обязательств. Оно утверждено в четверг.
"Наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательств по контракту, если исполнение остается возможным после того, как они отпали", - говорится в документе.
Таким образом, ВС РФ отказался от идеи установить в этом постановлении правило, позволяющее любой из сторон договора отказаться от него, если орган госвласти или местного самоуправления принял даже временные решения, мешающие исполнению контракта, а контрагенты утратили интерес к нему, в частности, по причине невозможности избежать существенной просрочки.
Это разъяснение было в изначальном тексте проекта постановления, разработанного на фоне принимаемых государством и на муниципальном уровне мер, направленных на противодействие распространению пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Но еще на этапе обсуждения проекта судья ВС РФ Сергей Асташов обращал внимание на необходимость скорректировать это разъяснение. Он высказывал мнение, что право на отказ от договора вследствие утраты интереса к обязательству, просроченному из-за обстоятельств временного характера, принадлежит не любой стороне, а только кредитору (сторона, имеющая право требовать выполнения обязательств - ИФ).
Аналогичный подход ВС РФ озвучивал ранее в специальных "ковидных" разъяснениях: отказаться от договора может только кредитор.
Для должника (сторона, которая должна исполнить обязательства - ИФ) последствия ограничительных мер смягчаются только тем, что все санкции за вынужденное неисполнение договора запрещаются.
Такой поход содержался в ранее сделанных из-за COVID-19 разъяснениях. В новом постановлении также говорится, что контрагент, вовремя не исполнивший договор из-за ограничительных мер освобождается от убытков, неустоек и других штрафных санкций за просрочку. Это правило действует, если невозможность исполнения является объективной, когда по обстоятельствам, не зависящим от воли или действий должника, у него отсутствует возможность исполнить обязательство как лично, так и с привлечением к исполнению третьих лиц.
Кроме того, ВС РФ дал рекомендацию на будущее. С учетом принципа свободы договора в постановлении предусматривается право контрагентов договориться, например, об "автоматическом прекращении договорных отношений при наличии обстоятельств [непреодолимой силы], либо о прекращении договорных отношений по истечении определенного срока с момента возникновения указанных обстоятельств".
Действующий ГК РФ разрешает прекратить обязательства по договору, если их невозможно исполнить из-за обстоятельств, за которые ни одна из его сторон не отвечает (статья 416 ГК РФ). Так же происходит и в случае, если исполнить договор стало невозможно из-за издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (статья 417 ГК РФ).
Использованы материалы Новостной ленты "Интерфакс"