В Союзе торговых предприятий РТ
17.08.2023
Продолжаем тему онлайн-продаж алкоголя с доставкой.12.04.2023
ВЫБРАТЬ ВЕРНЫЙ ПУТЬ19.12.2022
Наши поздравления!
Календарь мероприятий
Розничные рынки – исчезающие субъекты предпринимательской деятельности
19.12.2012
Розничные рынки – исчезающие субъекты предпринимательской деятельности
в данной статье исследуются причины и условия, способствующие исчезновению розничных рынков из круга субъектов предпринимательской деятельности
Розничные рынки – одни из самых древних видов субъектов предпринимательства, которые возникли даже раньше, чем возникли деньги. Традиционно «рынком» называли место, например деревенскую площадь, где собирались покупатели и продавцы, для того чтобы обменяться товарами. Сегодня рынок представляет собой имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.
Рынок – это традиционная форма торговли, однако в связи с современным экономическим развитием рынки в конкурентной борьбе в крупных городах стали уступать иным видам организаций торговли, таким как торговые комплексы и торговые центры, представленными, как правило, капитальными сооружениями, обладающим более высокой организацией деятельности и маркетинга. Однако в сельской местности рынки, как правило, представленные временными сооружениями в виде прилавков и т.п., имеют актуальное значение и необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения. Это говорит о том, что в России ещё не возникли общественные отношения, формирующие благоприятную среду, соответствующую темпам экономического развития, позволяющую полностью отказаться от рынков и перейти в торговый комплекс. Однако государственный законодательный аппарат страны, призванный регулировать вновь возникшие общественные отношения, сработал на опережение, приняв норму права, целью которой является стимулирование возникновения в будущем новых общественных отношений, что, по нашему мнению, не является задачей закона. Это может привести к исчезновению более половины субъектов предпринимательства в форме рынков.
Эта норма права, содержится в частях 3 и 4 статьи 24 Федерального закона «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» № 271-ФЗ от 30.12.2006 г. (далее «Закон о рынках»).
Часть 3 статьи 24 Закона о рынках устанавливает, что «с 1 января 2013 года для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, иных розничных рынков, находящихся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, городов с численностью населения более 500 тысяч человек, являющихся столицами или административными центрами субъектов Российской Федерации, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается.»
Часть 4 статьи 24 Закона о рынках устанавливает, что «требования, установленные частями 2 и 3 настоящей статьи в отношении сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, применяются с 1 января 2015 года, а требования, установленные частями 2 и 3 настоящей статьи в отношении иных розничных рынков, находящихся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, городов с численностью населения более 500 тысяч человек, являющихся столицами или административными центрами субъектов Российской Федерации, - с 1 января 2012 года».
На наш взгляд в результате принятия данных запретительных норм права, возникают такие обстоятельства, при которых юридические лица, управляющие розничными рынками компании, учредителями которых в окончании являются граждане, использующие для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках временные сооружения по наступлении определённого времени будут не вправе осуществлять свою предпринимательскую деятельность, поскольку их конституционное право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и конституционная свобода экономической деятельности ограничены федеральным законом. Ограничение указанных прав и свобод проявляется в запрещении законодателем определённой группе субъектов предпринимательства – управляющих рынками компаний, под страхом применения принудительной силы государства осуществлять предпринимательскую деятельность в виде организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, в случае, если для этого будут использоваться не капитальные здания, строения, сооружения, а временные сооружения.
Одним аспектом этой нормы права является на наш взгляд её явное несоответствие Основному закону страны в плане выхода за рамки установленных Конституцией ограничений. В соответствии со статьями 8 и 34 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности и при этом каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Данные права и свободы не абсолютны и могут быть ограничены в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Эта норма Конституции РФ содержит исчерпывающий перечень допустимых оснований законодательного ограничения прав и свобод.
Части 3 и 4 Закона о рынках запрещают управляющим компаниям розничных рынков использовать для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках временные сооружения и ставят данные субъекты предпринимательской деятельности в жёсткие рамки, предписывая, что управляющие компании вправе использовать в этих целях исключительно капитальные здания, строения и сооружения. Однако, такое ограничение не отвечает требованиям ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, поскольку не нарушаются ни основы конституционного строя, ни нравственность и здоровье, ни права и законные интересы других лиц, ни обороноспособность и безопасность государства. Ограничение прав и свобод в этом случае невозможно, а любые попытки их ограничить являются незаконными.
Оспариваемые нормы права имеют своей целью только лишь улучшение эстетического восприятия потребителем цивилизованной торговли.
Таким образом, свобода экономической деятельности и право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности ограничены не в той мере, в какой это необходимо для целей, указанных в ч. 3 ст. 53 Конституции РФ, а, следовательно, нормы права, а именно, часть 3 и часть 4 статьи 24 Закона о рынках не соответствуют Конституции РФ.
Вторым аспектом этой правовой нормы является на наш взгляд несоответствие её заложенному в основы конституционного строя принципу поддержки конкуренции. Данная норма права устанавливает условие, для ведения предпринимательской деятельности управляющих розничными рынками компаний, в виде обязательности возведения капитальных зданий, строений, сооружений взамен используемых временных сооружений.
При этом в законодательстве Российской Федерации не существует федерального закона, который бы аналогичным образом ограничивал права и свободы граждан, реализующих свои права через объединения, представляющие собой виды субъектов предпринимательской деятельности, занимающимися аналогичным видом экономической деятельности в виде сдачи во временное пользование торговых мест. Это такие виды субъектов предпринимательства как торговые комплексы, торговые центры, которые не обязаны в качестве условия для ведения предпринимательской деятельности возводить капитальные здания, строения, сооружения.
В ходе реализации оспариваемых норм права создаётся такая ситуация, при которой управляющие компании розничных рынков для реализации своих конституционных прав и свобод, предусмотренных ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 34 Конституции РФ будут вынуждены отвлечь значительные денежные средства для возведения капитальных зданий, строений и сооружений, после чего в целях окупаемости вышеуказанных вложений будут вынуждены поднять арендную плату за пользование торговыми местами. Субъекты предпринимательства, пользующиеся торговыми местами в свою очередь в целях окупаемости уплачиваемой арендной платы, вынуждены будут поднять цену на конечную продукцию, продаваемую на рынке (на выполняемые работы и оказываемые услуги). Данная ситуация приведёт к тому, что цены конечной продукции на розничных рынках будут выше, чем цены конечной продукции в торговых комплексах, торговых центрах. Это делает управляющие компании розничных рынков менее конкурентоспособными по отношению к аналогичным видам субъектов предпринимательства (торговым комплексам, торговым центрам).
В целях системного толкования допустима ссылка на п. 17 ст. 4 федерального закона «О защите конкуренции», в соответствии с которым признаком ограничения конкуренции является в частности рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке. Таким образом, существующая норма права может привести к ограничению конкуренции.
Восстановление правовой справедливости в регулировании общественных отношений в сфере поддержки конкуренции возможно только путём безусловной отмены вышеуказанной нормы права. Экономическое развитие субъектов предпринимательства должно происходить естественным эволюционным путём, а законодательство, призвано регулировать возникшие в результате прогресса общественные отношения, оно должно идти вровень с экономическим прогрессом, но не опережать и не стимулировать его. В противном случае могут возникнуть негативные последствия, аналогичные вышеизложенным.
автор - Дударев Мурат Владимирович,
аспирант кафедры предпринимательского и международного частного права юридического факультета Кубанского Государственного Аграрного Университета
http://www.eskirf.ru/