Как и ожидало Минэкономразвития, экономика России начала год с замедления, однако замедление это оказалось резче, чем предполагали ответственные чиновники.
Замминистра экономического развития Андрей Клепач рассказал сегодня, что ВВП России с учетом сезонности в январе снизился на 0,3% по сравнению с декабрем 2012 года, и что такого резкого торможения никто не ожидал. Очищенный от сезонности оборот розничной торговли снизился и того заметнее – на 1,5%. Ранее Минэкономразвития сообщало, что годовой рост в январе замедлился более чем втрое – до 1,6% против 5,1% год назад (или 2,4% в декабре 2012 года). Просели промышленное производство (минус 1,5%), добывающая и обрабатывающая промышленность. Положительную динамику показали инвестиции в основной капитал и сектор услуг (по сравнению с январем прошлого года 1,1% и 5,3% соответственно).
«Мы видим сохранение тенденции к торможению экономического роста. <…> Мы ожидали замедления роста, но это хуже оценки, чем мы ожидали, – объявил Клепач журналистам. – Риски торможения роста даже сильнее, чем мы предупреждали раньше».
Проблемы для экономики Клепач видит в слабости потребительского спроса и в самой структуре производства ВВП. Как лучше стимулировать экономику, МЭР и Центробанк пока не договорились. ЦБ настаивает на том, что смягчение денежно-кредитной политики, которого хочет Минэкономразвития, подстегнет не рост, а инфляцию, поскольку рост ограничивается не монетарными, а структурными причинами. Ведомство Клепача продолжает уговаривать Центробанк, но одновременно готовит страну к мысли о длительном застое, поясняя, что резкого положительного эффекта все равно не добиться.
«Возможности оперативного вмешательства крайне ограничены. Бюджет принят, денежно-кредитная политика сформирована», – объяснил замминистра.