Неадекватный оптимизм ОЭСР.
В последние дни мая Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющая крупнейшие экономически развитые страны и представляющая интересы пресловутого «золотого миллиарда», понизила прогноз по росту российской экономики с 3,8 до 2,3 процента в 2013 году. Одновременно с этим «профсоюз» богатых стран пересмотрел прогноз роста отечественной экономики на 2014г. с 4 до 3,6%. Объяснение экспертов организации никого не удивило – основной вклад в затухание отечественной деиндустриализированной экономики должно внести снижение прогнозных показателей объемов нефтегазового экспорта как в стоимостном, так и в физическом выражении. Однако надо сказать, что эти оценки выглядят весьма далёкими от действительности и весьма сильно приукрашивают бедственное положение в российского «нефтегазового Титаника».
Буквально на днях Росстат опубликовал очередную порцию свежей макроэкономической статистики, в которой подвёл предварительные результаты социально-экономического развития России по итогам первых четырёх месяцев текущего года. Стоит сказать, что этот отчёт поверг в шок даже самых заядлых оптимистов: темпы роста российской экономики в первом квартале текущего года обвалились в три раза по сравнению с аналогичным периодом 2012г. – с 4,8 до 1,6%. По оценкам Министерства экономического развития прирост российской экономики в январе-апреле составил не более 1,8%. И этот спад темпов роста экономики наблюдается на фоне стабильно высоких цен на нефть – средняя цена на нефтяную смесь Urals составила 111 долл. за баррель, что несколько превышает среднее значение по итогам всего 2012г. (110,6 долл.).
Однако это не помешало зафиксировать спад ВВП России на 0,3 и 0,1% в годовом выражении в первые два месяца 2013г. И даже в марте и апреле текущего года, когда годовые темпы роста экономики ускорились до 2,3 и 2,6% соответственно, с исключением календарного и сезонного факторов прирост ВВП к предыдущему месяцу составил менее 0,5% и 0,1% соответственно. Хуже того, размер экономики России в первом квартале текущего года по сравнению с четвёртым кварталом 2012г. с исключением сезонного фактора не только не вырос, но даже умудрился снизиться на 0,1%. Для сравнения, в последнем квартале 2012г. был зафиксирован рост на 0,8%, а в третьем квартале – на 0,6%.
Хуже того, по итогам января-апреля текущего года по сравнению с аналогичным периодом годовой давности темпы роста промышленного производства обвалились с 3,3% до 0,5% - т.е. без малого в семь (!) раз. В глаза бросается близкое к критическому состояние обрабатывающей промышленности, темпы роста выпуска товаров в которой сжались с 4,2% до рекордно низких за последние 4,5 года 1,2%. При этом наибольший спад производства зафиксирован в обработке древесины (на 1,8%), целлюлозно-бумажной промышленности (на 7,6%), а также в наиболее наукоёмких отраслях и высокотехнологичных производствах, которые, по идее, должны были бы стать фундаментом для структурно-технологической модернизации экономики, инноваций и развития производств с высокой добавленной стоимостью.
Так, в производстве машин и оборудования зафиксирован спад выпуска на 6,2% в годовом выражении, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования спад составил 4,4%, а в выпуске транспортных средств органы статистики отчитались о сокращении производства на 2,5%. Судя по всему, затеянная чиновниками модернизация в России свелась к уголовным делам в Сколково, многомиллиардным нарушениям в Роснано, атакам Ливанова на РАН и замене лампочек в подъездах. На большее ни сил, ни желания, ни способностей, похоже, не хватило.
Весьма показательно, что темпы роста производства продуктов питания, включая табак и напитки, сжались с 5,7% в январе-апреле 2012г. до 1,7% по итогам первых четырёх месяцев 2013г. При этом производство растительных и животных масел сократилось на 7,5%, продукции мукомольно-крупяной промышленности – на 2,8%, а алкогольных напитков и табачной продукции, попавших под повышение акцизов, – на 10% (по водке на 23,3%) и 8,3% соответственно.
Не лучше складываются дела в добывающих производствах: несмотря на весьма благоприятную ценовую конъюнктуру на международных товарно-сырьевых биржах и рекордные прибыли, о которых сообщают российские сырьевые гиганты, темпы роста производства в отрасли обвалились без малого в 7 раз – с 1,5% до 0,2%. При этом, если бы не отскок на 2,6% в апреле в силу статистического эффекта низкой базы (в апреле прошлого года прирост составил менее 1,2%, что заметно хуже 1,9% по итогам всего первого квартала того же года), ни о каком росте не пришлось бы говорить вовсе – в январе-марте 2013г. был зафиксирован спад на 0,9%.
Весьма показательно, что, если в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых зафиксирован хоть какой-то рост производственной активности (на 0,3%), то в добыче за пределами ТЭК наблюдаются откровенно кризисные и депрессивные настроения – зафиксирован пресловутый «нулевой рост». Добыча нефти увеличилась на едва заметные 0,2%, тогда как объёмы добычи попутного и природного газа сократились на 1%, а нефтяного попутного газа, сожженного на факельных установках, на 4,4%. Не намного лучше обстоят дела в сфере производства сжиженного и регазифицированного газа – производство сократилось на 2,4%.
Производство железорудного концентрата и железорудных окатышей сжалось на 1,4 и 0,9% соответственно вслед за усилением кризисных явлений обрабатывающей промышленности. Производство хромовых и вольфрамовых концентратов обвалилось на 8% и 18,6% соответственно. Заготовка мрамора и известняковых камней сократилась на 2,5%, асбеста – на 12,2%. Откровенные опасения вызывает ситуация в алмазодобывающей промышленности – производство алмазов по итогам первых четырёх месяцев 2013г. сжалось на 7,2% в годовом выражении.
Ещё меньше оптимизма вызывает ситуация в секторе естественных монополий - динамика производства и потребления электроэнергии, газа, воды и тепла наряду с динамикой грузоперевозок и новых заказов в промышленности является опережающим макроэкономическим индикатором, отражающим реальное положение дел в производственном секторе и обрабатывающей промышленности. Примечательно, что в этой сфере зафиксирован спад производства на 0,8% по итогам января-апреля и обвал на 2% в январе-марте текущего года. Притом что по итогам первых четырёх месяцев 2012г. производство электроэнергии, газа и воды выросло на 1,9%.
Стоит сказать, что, если бы не рост производства тепловой электроэнергии на котельных станциях на 0,9% в силу весенних заморозков и, как следствие, нулевая динамика в производстве и распределении пара и горячей воды, в секторе естественных монополий был зафиксирован ещё более глубокий и стремительный спад. Более чем показательным с точки зрения отражения реальной ситуации в российской экономике и депрессивного состояния промышленности является снижение производства электроэнергии на 1,2% по итогам января-апреля текущего года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Благодаря эффекту низкой базы и восстановительному росту производства электроэнергии на ГЭС на 12,7% (после техногенной аварии на Саяно-Шушенской ГЭС) удалось хотя бы частично компенсировать спад выработки электроэнергии на атомных станциях (на 4,2%) и на тепловых станциях (3%). Однако столь резкий спад в электроэнергетике не может не вызывать серьёзные опасения относительно перспектив российской экономики.
Обвал грузоперевозок и инвестиций – симптом кризиса
Наиболее наглядным подтверждением тезиса о кризисном состоянии российской деиндустриализированной «экономики трубы», которую становятся не в силах удерживать на плаву даже стабильно высокие цены на нефть и прочее невосполнимое минеральное сырьё, и исчерпании паразитической модели проедания нефтедолларов, иностранных кредитов и займов, а также доставшегося современной пореформенной России в наследство от СССР инфраструктурного, научно-технического и производственного потенциала, является упадок в транспортном секторе.
Стоит сказать, что динамика грузооборота транспорта и перевозки грузов (наряду с новыми заказами в промышленности, а также производством и потреблением услуг естественных монополий: газа, воды, тепла, электроэнергии и т.д.) является одним из наиболее репрезентативных, объективных и слабо поддающихся статистическим манипуляциям и извращениям макроэкономических индикаторов, отражающих реальное положение дел в реальном секторе экономике – обрабатывающей промышленности, наукоёмких производствах, сельском хозяйстве и т.д.
Весьма показательно, что, по предварительным оперативным оценкам Росстата, по итогам января-апреля текущего года размер грузооборота транспорта сократился на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года – с 1686,6 до 1665,1 млрд. тонно-километров. Хуже всего обстоят дела в системе железнодорожных перевозок, которые традиционно отражают уровень производственной и инвестиционной активности в реальном секторе экономики: добывающей и обрабатывающей промышленности, наукоёмких производствах, инвестиционном машиностроении, АПК и т.д.
Одновременно с этим, по данным Росстата, размер грузооборота на железнодорожном транспорте обвалился на 4,1% в годовом выражении, что наглядно демонстрирует разрастание кризисных явлений в едва сводящим концы с концами производственном комплексе России. Не намного лучше обстоят дела с погрузкой грузов на железнодорожном транспорте, размер которых сократился на 4% по итогам первых четырёх месяцев текущего года. На фоне роста на 3,7% годом ранее это выглядит крайне слабым результатом, не сулящим ничего хорошего ни отечественной промышленности, ни экономике в целом.
При этом объём погрузки кокса на железнодорожные составы для последующей транспортировки обвалился на 5,2%, нефти и нефтепродуктов – на 3,3%, руд цветных металлов – на 10,8%, чёрных металлов – на 6,6%, лома чёрных металлов – на 10,3%, строительных грузов – на 6,7%, цемента – на 1,1%, лесных грузов – на 5,3%, рыбы – на 14,5%, а комбикормов – на 9,1%. Откровенно удручающая ситуация складывается с погрузкой сельскохозяйственной продукции – объём погрузки зерна и продуктов перемола обвалился аж на 49,8%, что ставит под угрозу продовольственную безопасность и на фоне спада в аграрном комплексе рискует обернуться локальными продовольственными дефицитами в ряде регионов России.
Тем более на фоне двукратного снижения темпов роста производства продукции сельского хозяйства (с 4,3 до 2,1%), снижения сева яровых культур на 2,8%, сокращения поголовья крупного рогатого скота (на 1,2%), спада производства молока и яиц (на 4,1% и 1,1% соответственно), а также сокращения обеспеченности скота кормами в сельхозорганизациях на 27,9%. Также не радует ситуация с лесозаготовительными работами – объём лесозаготовок в январе-апреле сократился на 3%, что выглядит крайне слабым результатом на фоне снижения на 0,6% годом ранее.
Весьма настораживает динамика инвестиций в основной капитал – объём капитальных вложений хоть и несущественно, но всё-таки сократился на 0,2% по итогам первых четырёх месяцев текущего года. Да, отчасти это объясняется статистическим эффектом «высокой базы» - годом ранее рост инвестиционных вложений превышал 14,1%. Однако, если скорректировать эти «рекордные показатели» на реальные темпы роста цен в экономике, концентрацию капитальных вложений в нефтегазовом комплексе, оптово-розничной торговле и финансовом секторе, а также вклад крайне коррупциогенных «олимпийских строек» и инвестиционных программ госкомпаний и госбанков, то масштабы спада капитальных вложений в расширение и модернизацию производственно-сбытовых мощностей и изношенной на 75-80% базовой технологической инфраструктуры станут критическими.
Не лучше обстоят дела в строительном секторе – даже с учётом хронически и существенно (в 1,5-2 раза) занижаемой инфляции и темпов роста цен в экономике, объём выполненных строительных работ сократился на 0,7% в январе-апреле текущего года (с 1224,9 до 1292,8 млрд. рублей) после роста на 4,9% годом ранее. Наряду с разрастающимся производственным спадом наблюдается не менее масштабное затухание потребительской активности – годовые темпы роста оборота розничной торговли сжались с 7,7% в январе-апреле 2012г. до 3,9% в аналогичном периоде 2013г.
И если в сфере пресловутой «цивилизованной торговли» (т.е. торгующих организаций) наблюдается рост продаж на 5,1%, то объём продаж товаров на розничных рынках и ярмарках продолжает свой спад – после снижения на 1,9% в январе-апреле 2012г. в аналогичном периоде текущего года зафиксирован обвал на 6,1%. Хуже всего обстоят дела с розничным товарооборотом безудержно дорожающих продуктов питания – темпы роста сжались с 5,4% до 1,6%. Тогда как темпы роста продаж непродовольственных товаров сжались с 9,6% до 5,9% за аналогичный промежуток времени.
Безудержный отток капитала
И при всём при этом происходит интенсификация процессов исхода капитала из России – по итогам первого квартала 2013г. из России частным сектором в чистом виде (нетто-отток) было вывезено свыше 25,8 млрд. долл. и еще как минимум 4,5-5 млрд. долл. составил нетто-отток капитала в апреле текущего. Другими словами, по итогам первых четырёх месяцев 2013г. из России компаниями и банками было вывезено свыше 30-31 млрд. долл., что несколько ниже 38,5 млрд. долл., имевшим место годом ранее. Но заметно хуже 28,3 млрд. долл. в 2011г. и 13,7 млрд. в 2010г., когда по итогам года было вывезено 80,5 и 34,4 млрд. долл. В таком случае можно с уверенностью говорить о том, что по итогам всего 2013г. нетто-отток капитала из России со стороны частного сектора превысит отметку в 60-65 млрд. долл.
На этом фоне обещанный осенью 2012г. руководством Банка России и Минфином чистый приток капитала в 2013г. в размере 5-15 млрд. долл. выглядит попыткой выдать желаемое за действительное и наглядно д