Происходящие в Турции события - массовые волнения и противостояние, не случайны, как это преподносится прессой.
Проблема - в турецкой экономике.
В кризис, в 2009 году, турецкая экономика «провалилась» - на 4.8% ВВП.
Но, казалось бы, опомнилась, и в последующие годы - 2010-2011, показала прирост ВВП - составил 9% и 8.5% соответственно.
И даже стала по этому показателю второй после Китая.
Но в 2012 году произошло резкое падение ВВП - до 2.2% в сопоставимых ценах, или 1.6% - в абсолютном значении.
Профессор экономики турецкого Университета Ясар Елдан, работавший в прошлые годы в Технологическом институте Массачусетса, предваряя итоги 2012 года, провел анализ причин роста и пришел к выводу - существует опасность в недалеком будущем - о существовании опасности в ближайшем будущем «сдувания пузыря».
Профессор провел анализ роста ВВП и, параллельно ему, роста внешнего долга за последние 5 лет.
И что оказалось: в 2008 году ВВП составлял 742 млрд долларов, в 2012 - 786 млрд, а суммарный внешний долг за это время увеличился с 281 до 336.8 млрд.
Иными словами - за последние 5 лет внешние заимствования выросли на 55.8 млрд долларов, а ВВП – только на 44.3 млрд.
Вызывает тревогу у аналитиков тот факт, что увеличивается доля краткосрочных займов – это предполагает необходимость быстрого возврата средств с процентами.
В 2012 - дефицит счета текущих операций Турции в 2012 году годом составил 48.8 млрд долларов, дефицит внешней торговли - 84 млрд долларов, инфляция - 8.9%.
И вышел за пределы 10% ВВП.
В экономике Турции налицо – все признаки перегрева.
И самое неприятное - покрытие дефицита, как установил профессор Елдан, обеспечивалось за счет портфельных инвестиций и «не регистрируемого притока капитала» - значительная часть населения работает в сфере «серой экономики», которая составляет почти половину экономики страны.
При этом официальный уровень безработицы почти 75-миллионной Турции – 10%.
Но турецкие экономисты заявляют: реальная безработица – около 20%.
Основная проблема Турции - дефицит платежного баланса, что делает экономику уязвимой при изменениях внешнеторгового сальдо и тормозит экономическое развитие.
Сегодняшние волнения – продолжение странной политики Эрдогана, пытающегося играть важную роль в своем регионе.
Но интересен и другой вопрос – зачем Израилю нужен был спектакль с выражением сожалений по поводу действий ЦАХАЛ, не пустившего «флотилию провокаторов» в Сектор Газа?
Чтобы подыграть дуэту США-Турция?
И можно выразить «сожаление» в адрес ХАМАС – там никак не могут дождаться обещаемого из месяца в месяц визита Эрдогана в Сектор Газа...
Падению турецкого премьера радуются, практически, все – Сирия, Египет, Россия, даже Европа.
Но в США внимательно наблюдают – а кто придет после него?
Наблюдает за происходящим и в НАТО - не окажется ли так, что со сменой руководства (если это, все же, произойдет) изменится отношение Турции к Атлантическому союзу?