Практически все без исключения факторы сегодня играют против рубля - начиная от депрессивно-кризисного состояния экономики, паралича промышленности и безудержного исхода капитала и заканчивая разрушением платежного баланса, многомиллиардными недоимками в рассыпающемся на глазах бюджете, острым дефицитом денег в экономике, кризисом ликвидности в банковской системе и т.д.
Удручающая ситуация с платежным балансом - профицит текущего счета упал с $72 до $33 млрд. в 2012-2013гг. Хуже того, профицит в 3-м и 4-с кварталах 2013г. ($0,6 и $4,7 млрд. соответственно) оказался худшим не только с 2009, но даже с кризисного 1998г! Это откровенный провал!
Даже после августовского дефолта и краха пирамиды ГКО-ОФЗ, перекачивавшей до трети средств федерального бюджета на обеспечение сверхдоходов финансовых спекулянтов, семибанкирщины и высокопоставленных чиновников, игравших на инсайде, фиксировался более существенный профицит - $775 млн. в 3-м квартале 1998г. и 6,03 млрд. в 4-м квартале. В последний раз столь удручающие значения текущего счёта платежного баланса, едва отличимые от статистической погрешности, фиксировали в 3-м и 4-м кварталах предкризисного 1997г. - дефицит в $1,5 и $0,68 млрд. соответственно. С этой точки зрения планка взята - антирекорд побит. Даже местечковому дефолтному правительству Кириенко не снились такие результаты. Кабинет Министров Медведева, почти напрочь состоящий из идейных учеников Гайдара иЧубайса, рискует войти в историю как кабинет «киндер сюрпризов» 2.0.
Кроме того, даже несмотря на крайне дорогую нефть, из России стремглав утекают капиталы, не видя перспектив оживления экономики и точек роста. Только в 2013 г. под неутихающие заверения Центробанка, что исход капитала совсем скоро сменится его беспрецедентным притоком, из страны утекло свыше$ 62,7 млрд. компаний и банков. Это отнюдь не копейки - свыше 2,1 трлн. рублей что превышает суммарные расходы федерального Правительства в 2013г. на науку и образование (630 млрд. рублей), здравоохранение (545 млрд.), культуру и кинематографию (92 млрд.), спорт и физкультуру (61 млрд.), СМИ (78 млрд.), охрану окружающей среды (23 млрд.), ЖКХ (178 млрд.).
Чиновников в высоких кабинетах власти такие мелочи, видимо, не волнуют - подумаешь, утекло за рубеж свыше 3% ВВП. Причём не спекулятивного капитала, а прямых инвестиций, кредитных ресурсов и валютных вкладов населения. Если бы волновало обескровливание экономики и финансовой системы, то в Правительстве уже давно отреагировали бы на нетто-отток капитала за рубеж в размере $420 млрд. - 13 трлн. рублей, что превышает суммарный размер федерального бюджета России в 2013г. Вместо этого правящая бюрократия занимается распилом триллионов рублей на «олимпийских стройках», саммитах АТЭС, чемпионатах мира по футболу и т.д.
Кроме того, против рубля играет и затухание экономики - темпы роста ВВП падают 7 кварталов подряд: с 5,1% в конце 2011г до 1,2% в конце 2013. Без чиновничьих преукрас это именуется рецессией. Пока Правительство, Администрация Президента и Центробанк соревнуются в изощрённости формулировок и словесных баталиях (то ли имеет место стагфляции, то ли рецессия, то ли риски рецессии и стагфляции, то ли банальное затухание экономического роста и т.д.), отечественная деиндустриализированная и дезинтегрированная оффшорно-сырьевая экономика трубы всё глубже опускается в кризисное состояние. Хуже того, по итогам 2013г. прирост ВВП упал в 2,5 раза по сравнению с 2012 - с 3,4 до 1,4%.
Да, министр экономического развития Алексей Улюкаев уже успел обрадовать кабинет министров и общественность, что беда миновала и худшее позади - оказывается, российская экономика ускорилась с 1,3 до 1,4%. Что, с его точки зрения, является переломом негативных тенденций. Видимо, это радикально меняет ситуацию - уж теперь-то «майские указы» президента, для финансирования которых необходимы темпы роста ВВП на 4,5-5% ежегодно, будут исполнены наверняка. При этом важно понимать, что в России кроме финансового сектора, спекуляций на ранке ценных бумаг, рынка недвижимости и оптово-розничной торговли ничего не растет.
Да, действительно, жизненно необходимо увеличить протекционистскую поддержку отечественных товаропроизводителей и, прежде всего, представителей наукоёмкой несырьевой обрабатывающей промышленности, которая по объёмам производства и сегодня на 35-70% отстаёт от отметок далекого 1991г. На протяжении последних 15-20 лет лучшие российские макроэкономисты и учёные из РАН, не скованные упадническими догмами квазирелигиозной секты свидетелей Гайдара и пророка его Чубайса, призывали Правительство отказаться от политики односторонних уступок и сдачи финансово-экономического суверенитета в пользу транснационального капитала и глобального бизнеса.
Однако это не помешало бюрократии приватизировать ЖКХ, провести антисоциальную монетизацию льгот, разрушить единую энергосистему, уничтожить систему доступного и качественного образования, коммерциализировать социальную сферу и здравоохранение, внедрить дебилизирующую сознание систему ЕГЭ, втянуть Россию в ВТО на несовместимых с существованием отечественной несырьевой промышленности условиях, подсадить страну на иглу внешних займов и поставок импортных товаров.
При желании Правительство могло бы вполне цивилизованными методами увеличить уровень протекционизма, используя тарифные и нетарифные инструменты поддержки отечественной промышленности. Однако, стремясь продемонстрировать Вашингтону и Брюсселю приверженность неолиберальным принципам «Вашингтонского консенсуса», оно вполне осознанно связало себе руки прямо накануне острой фазы охлаждения мировой экономики, присоединившись к ВТО. И тем самым лишило себя возможности повышать уровень конкурентоспособности отечественных промышленников, не залезая в полупустые карман рядовым гражданам и не провоцируя падение покупательной способности доходов и сбережений рядовых россиян в связи с девальвацией рубля и ростом цен на импортируемые товары первой необходимости.
ЗА ДЕВАЛЬВАЦИЮ ЗАПЛАТЯТ «ДОРОГИЕ РОССИЯНЕ»
Сегодня же по мере разрастается кризисных тенденций в экономике и сильнейшего за последние 5 лет спада производственной и инвестиционной активности чиновники будут вынуждены судорожно спасать «нефтегазовый Титаник» ценой падения уровня жизни 73% россиян, чьи трудовые доходы не дотягивают до среднего уровня по стране (29,6 тыс. рублей). Для них всплеск потребительских цен в силу импортируемой инфляции составит не 6,5-7%, которые содержатся в валидольных отчётах Росстата, а все 10-13%. Именно такими темпами 2013г. дорожали товары и услуги первой необходимости. Да, в 2014г. темпы роста тарифов в регулируемых государством секторах ограничены темпами инфляции.
Однако удорожание импортных товаров, от которых внутренний потребительский рынок находится в критической зависимости, целиком и полностью компенсирует пускай и временное, но обуздание произвола естественных монополий. К слову сказать, в 2013г. хлеб и хлебобулочные изделия выросли в цене на 13,5%, макаронные изделия - на 10,3%, молоко - на 8%, сливочное масло - на 9,2%, яйца - на 13,8%, плодоовощная продукция - на 9,3%, алкогольная продукция - на 16,7%, табачные изделия - на 27,2%, автомобильный бензин - на 7,6%, а медикаменты стали дороже на 7,8%. Не лучше ситуация в системе приватизированного ЖКХ - горячее водоснабжение выросло в цене по итогам 2013г. на 12,5%, коммунальные услуги - на 11,5%, холодное водоснабжение - на 10,3%, отопление - на 11,9%,