В Союзе торговых предприятий РТ
17.08.2023
Продолжаем тему онлайн-продаж алкоголя с доставкой.12.04.2023
ВЫБРАТЬ ВЕРНЫЙ ПУТЬ19.12.2022
Наши поздравления!
Календарь мероприятий
Письмо депутатам Госдумы РФ
25.09.2012
Депутату Государственной Думы, Руководителю фракции «Единая Россия» в Государственной Думе, Руководителю Центрального исполнительного комитета партии "Единая Россия" Воробьеву А.Ю.
Ст.24 ФЗ№271 «О розничных рынках… «…управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается».
Уважаемый Андрей Юрьевич!
Благодарим Вас и Ваших коллег за проявленное внимание к проблемам многочисленного рыночного сообщества страны. Мы знаем, что26.06.2012 г. Вами и рядом депутатов зарегистрирован проект федерального закона № 100541-6 «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О розничных рынках…» Однако данный законопроект получил отрицательное заключение в Правительстве РФ и мы опасаемся, что он будет отозван как и законопроект 2011 года №609343-5 «О внесении изменений в ст.24 ФЗ №271 «О розничных рынках», внесенный в ГД РФ депутатом предыдущего созыва Салиховым Х.М.
Позвольте от предпринимателей входящих в состав Ассоциации рынков Ростовской области высказать нашу общую позицию по поводу поправки в ст24.ФЗ №271.
Мы в 2010 и 2011годах многократно обращались по данному вопросу в региональные и федеральные высшие законодательные и исполнительные органы власти и в сентябре –2011 мы получили ответ из Департамента развития конкуренции Минпромторга за подписью М.П. Гороховой (№ ОГ-Д22-1437 от 27.092011) по результатам обращения к Председателю Правительства РФ: «…Минэкономразвития России предлагает предусмотреть право органов государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определять целесообразность перевода розничных рынков из временных сооружений в капитальные здания на территории субъекта Российской Федерации.
Был получен ответ от Председателя комитета ГД РФ по экономике и предпринимательству Федорова Е.А. (№3,8-21/462 от 28.09.2011), в котором сообщается о том, что в Минпромторге по поручению Правительства РФ рассматривается вопрос о розничных рынках, а в комитете«…Как вариант решения проблемы, помимо переноса сроков, предлагается передать полномочия по определению сроков переноса розничных рынков исключительно в капитальные строения на уровень регионов. Решение по данному вопросу может быть принято в октябре с. г.»
5 октября 2011 года депутатом Государственной Думы, членом комитета по экономической политике и предпринимательству от фракции партии «Единая Россия», Салиховым Х.М. был внесен, зарегистрирован и согласован в соответствии с регламентом законопроект № 609343-5 в следующей редакции
Часть 3 статьи 24
« Субъектам Российской Федерации устанавливать сроки капитального и некапитального строительства розничных рынков в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, а также с учетом местных особенностей и проектов планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образованияс правом использования на рынках временных строений и сооружений».
Часть 4 статьи 24 признать утратившей силу.
О дальнейшей судьбе проекта и результатах внесенных изменений (отсрочка на один год) Вам хорошо известно. Предприниматели были разочарованы непоследовательностью правительственных чиновников и нерешительностью депутатского корпуса.
По замыслу создателей ФЗ №271 «О розничных рынках…» закон должен был должен упорядочить торговлю. Закон действительно поднял на более высокий уровень планку организации торговли, предусмотрел более жесткие требования по соблюдению порядка на рынках, санитарных норм, защите интересов покупателей, введения компьютеризация процессов, совершенствования системы учета и безопасности. Однако, благодаря требованию ст. 24 Закона об обязательной и повсеместной капитализации всех рыночных строений, он получил на практике «антирыночную» направленность, и ведет к уничтожению рыночного формата торговли в целом.
. В современных условиях жёсткой конкуренции российских и иностранных производителей действующие розничные рынки выполняют стратегическую функцию по обеспечению граждан страны отечественным продовольствием. Покупатель привык покупать доступную продукцию местных сельхозпроизводителей. И зачастую найти ее он может только на рынках. За счёт невысокой стоимости торговых мест и простоты их получения на рынках продукция местных сельхозпроизводителей (фермерских) хозяйств, владельцев личных подсобных хозяйств, граждан, занимающиеся садоводством, огородничеством, животноводством, продается на рынках по доступным ценам и в объемах произведенного производителем. Например, только ростовский Центральный рынок в год продает 6,5 тысяч тонн свежего « парного» мяса от поставщиков - личных подсобных хозяйств и мелких фермеров области. Реализация мясной, молочной ,плодоовощной т.е местной сельхозпропродукции ,происходит в первую очередь на рынках, в сетевой торговле ее не ждут, обороты ярмарочной торговли не сопоставимы с рыночными.
Средние цифры капитализации рыночных строений на сегодня составляют порядка 50% от общей численности торговых мест в Ростове-на-Дону и крупных городах области. В малых городах и поселениях процент вдвое ниже.
В небольших населенных пунктах крытые капитальные рынки не находят должной популярности у арендаторов-предпринимателей. Торговля там чаще всего осуществляется 4-5 дней в неделю, на неполный рабочий день, поэтому арендатору просто невыгодно платить возрастающую арендную плату за торговое место. Тем более, речь идет о наших южных рынках, где погодные условия позволяют практически круглый год вести открытую торговлю. Понятно, что выбирает арендатор-предприниматель - «дорогую» цивилизованную торговлю в крытом рынке или «свободную, нецивилизованную» от налогов уличную.
Сегодня количество свободных мест на даже на крупных городских рынках доходит до 30% , а количество точек несанкционированной торговли повсеместно растет и это при том ,что цена за аренду торгового места за прилавком или в торговых рядах на порядок ниже чем в капитальных сооружениях ,которые заставляет строить Закон.
Реализация же указанных выше норм Федерального закона становится губительной в первую очередь для этих участников торгового оборота.
«Я мелкий фермер. Держу кабанчика, корову, другую живность. Куда девать продукцию, знаю по себе, сплошная головная боль для всех фермеров. Мне без разницы, закрытый или открытый рынок. На открытом даже лучше: покупатель видит издалека. Устраивает, что можно продавать с машины. Товара ведь немного. За два три - часа все распродал и домой. Покупатели меня уже знают. Люди ценят, что все свеженькое, домашнее. Думаю потихоньку развиваться.
Но как кредиты дороги, все эти хваленые программы поддержки, для таких как я, недоступны. Поэтому одна надежда на розничные рынки. Нельзя их трогать. Уйдут под капитальные крыши, поскачет плата за торговое место. А значит и цены на все вырастут.
Н.Н. Григор,
фермер, Веселовский р-он, поселок. Новый.
Возведение зданий, сооружений, сравнимых с площадью действующих рынков, а также их последующая эксплуатация, требует значительных денежных затрат. Лишь немногие управляющие рынками компании, в настоящее время смогут изыскать необходимые ресурсы. В связи с этим определённая часть рынков серьёзно ограничивает свою работу, преобразовываясь в торговые комплексы (если у них есть на это средства) при этом значительно сокращая численность дешевых торговых мест ,либо избавляется от «проблемного рыночного бизнеса» продавая имеющие капитальные строения, незначительная часть переходит в формат ярмарок выходного дня, снижая на порядок уровень и качество обслуживания населения(отсутствие ветлабораторий, минимальные требования по санитарному, потребительскому и другим видам контроля) , либо попросту прекращает деятельность.
Справка. По официальным данным Минпромторга только около 20 % рынков крупных городов России смогли за истекшую пятилетку стать капитальными, причем это собственно рынки северных и сибирских регионов традиционно строившиеся капитальными в связи с климатическими условиями («лидируют» по капитализации строений Тува и Якутия). За период действия Закона даже на юге страны количество рынков уменьшилось почти вдвое. В Ростовской области осуществляли деятельность 223 розничных рынка (72000 торговых мест), а в настоящее время - 108 розничных рынков (47 700 торговых мест). В Астраханской области до вступления в силу Федерального закона действовало 73 розничных рынка (13 389 торговых мест), а по состоянию на сегодняшний день действует 42 розничных рынка (6 420 торговых мест). В Республике Адыгея ранее действовало 32 розничных рынка (5 886 торговых мест), в настоящее время - 15 розничных рынков (5 040 торговых мест). В Республике Калмыкия действовало 30 розничных рынков, на сегодняшний день их осталось лишь 7). Вступление в силу статьи 24 этого закона с 1 января 2013 года по оценкам экспертов может привести к сокращению рынков еще на 25-30 процентов.
Такая политика приводит к следующему. Во-первых, к «вымиранию» небольших рынков в районах крупного или среднего города. С учетом высоких затрат и низкой самоокупаемости, с наличием административно-хозяйственных проблем (например, сложностей с врезкой в коммуникации, согласованием проектно-сметной документации в условиях густозаселенных городских районов и др.), предприниматели не хотят связываться с этим видом деятельности. Особенно страдают рынки малых городов и поселков. Сейчас там нет возможности оборудовать мало-мальски капитальные торговые площади, а уж на полномасштабное строительство торговых зданий и сооружений, положенных по закону, у них не хватит никаких средств. Большинство из арендаторов торговых мест там по-настоящему торгует только два-три дня в неделю, да и то не круглый год. Строить же рынки за счет местных муниципальных образований экономически нереально — у них в бюджетах таких денег просто нет. Внешним же инвесторам достаточно простого подсчета, чтобы убедиться, что вкладывать средства в сельские рынки не стоит — проще и выгоднее поставить закусочную или мастерскую на трассе.
Во-вторых, такая политика приведет к резкому сокращению налогооблагаемой базы в результате массового закрытия рынков и ухода предпринимателей из этого сектора либо «в тень» (а незаконная торговля, как известно, порождает еще одну тяжелую социальную проблему — коррупцию!), либо в другие сферы деятельности.
В-третьих, это приведет к росту цен на отечественную экологически чистую продукцию.
В-четвертых, снизит качество самой продукции: предприниматели начнут всеми правдами и неправдами «растягивать» сроки реализации своей продукции. И если сегодня мы торгуем только самыми свежими яйцами, рыбой, «парным» мясом, молоком и молочными продуктами, то в условиях «жесткой экономии» появятся замороженные и обработанные консервантами продукты и т. д. Тем более что условия для длительного хранения и глубокой заморозки сегодня предоставляются.
В-пятых, высвободится существенное количество рабочих рук, ранее занятых в этой сфере торговли, и они далеко не сразу смогут найти применение своим силам (средний возраст предпринимателей и реализаторов более 40лет, более 50% из них женщины, среди них высок процент матерей одиночек). Все это приведет к росту социальной напряженности, возрастанию нагрузки на социальные службы (службу занятости, например) и недовольству такой «экономической» политикой. Добавьте сюда упомянутое сокращение налогооблагаемой базы, и негативные последствия будут как на ладони.
По результатам исследования общественного мнения среди потребителей, предпринимателей и арендаторов торговых мест, проведенного летом прошлого года, большинство респондентов считают, что закон принят в интересах крупных розничных сетей (47% респондентов), треть респондентов (30%) подчеркивает, что данный закон является следствием решения проблем с организацией рынков в Москве, а при его разработке не учтены интересы регионов. 74% респондентов не согласны с тезисом, что разработчики ФЗ № 271 преследовали цели перевода рыночной торговли в «цивилизованный формат».
По результатам последнего социального опроса, которые мы теперь проводим регулярно, большинство тех, кто занят в рыночной торговле (реализаторы, предприниматели и др.) верят, что их интересы будут учтены. Например, предварительный опрос накануне президентских выборов показал, что порядка 67% голосов будут отданы Владимиру Владимировичу Путину, причем именно с его президенством предприниматели связывали внесение поправки в ст24 ФЗ №271 «О розничных рынках». Ассоциация рынков Ростовской области по результатам Всероссийской онлайн конференции «Перспективы развития розничных рынков России и Федеральный Закон № 271 «О розничных рынках» (январь-февраль 2012г) обращалась к кандидату в Президенты РФ Путину В.В. с просьбой о внесении изменений в ст. 24 ФЗ№271 в редакции приведенной выше. Наше обращение было включено в его предвыборную программу как наказ избирателей.
Управляющие компании на своем опыте убедились: требование постройки на месте рынков торговых центров явно опережает экономическую целесообразность и не является насущной необходимостью для населения. В мировой практике развитые страны жестко ограничивают деятельность сетевиков, а рынки не только не закрывают, наоборот — их стараются развивать и поддерживать. Причем, не только в провинции, но и в крупнейших столицах Европы и Америки. Рынки там справедливо считаются соцальнозначимыми объектами, залогом сохранения и развития мелкого бизнеса, который составляет одну из важнейших основ экономики любой нормальной страны. Например, в 2-х миллионном Париже 90 рынков и только 15 из них крытые. Почему наши парламентарии решили, что у нашей страны свой особый путь?
На наш взгляд закон не прошел даже должной правовой экспертизы в частности оценки требований ст.24., которая вводит запретительную норму права, ограничивающую конституционные права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Ограничение указанных прав и свобод проявляется в запрещении законодателем под страхом применения принудительной силы государства осуществлять предпринимательскую деятельность в виде организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, услуг) на рынках, в случае если для этого будут использоваться не капитальные здания, строения, сооружения, а временные или такие не капитальные сооружения как павильоны, ларьки, тонары и т.п.
Однако в соответствии сч.3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья , прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На данное обстоятельство не соразмерности ограничительных (запретительных) требований ст.24 ФЗ№271 и конституции РФ на конференциях и собраниях, о которых мы говорили выше нам указано предпринимателями, которые (практика повсеместна) имеют такие строения на рынках . Предприниматели предупреждают нас и наших коллег в регионах, что в случае возникновения прецедентов по лишению их права осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с требованием ст.24 (с 01.2013) они будут обращаться в суды в том числе и в Конституционный Суд РФ.
Уважаемый Андрей Юрьевич!
Мы не сторонники митинговщины. Считали и считаем, что все проблемные вопросы можно решить в рамках обсуждения и парламентской дискуссии, в том числе и путем внесения поправок в законодательные акты как это делается в других странах. Считаем, что высшее руководство страны и обновленный депутатский корпус не владеет в полной мере информацией о ситуации с выполнением ст.24 в регионах, либо она сознательно искажается лоббистами от сетевой торговли заинтересованной в перераспределении покупательских потоков. «…Сейчас начинают преобладать более цивилизованные формы розничной торговли. И мы ожидаем, что население постепенно перейдет в торговые сети. Например, в Санкт–Петербурге рынков практически не осталось. Их постепенное закрытие отразилось на уровне наших продаж», — говорит Владимир Русанов, руководитель отдела по связям с общественностью в регионах X5 Retail Group N.V. (сети магазинов и гипермаркетов «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» «Копейка»)
Мы не противопоставляем рыночную торговлю сетевому формату, приход в нашу страну данного формата объективен, но по образным выражением наших предпринимателей «защитить нас и наш маленький бизнес, как делают в других странах, наши избранники должны. Или пусть хотя бы не мешают!»
Необходимость законодательной инициативы о внесении поправки в ФЗ № 271 по передаче полномочий по развитию рынков субъектам РФ, разрешив местной власти и управляющим компаниям наряду с капитальными строениями использовать на рынках временные сооружения (киоски, павильоны), отвечающие санитарным и эстетическим требованиям и экономической целесообразности очень актуальна сегодня и позволит снять социально-экономическую проблематику в малом бизнесе завтра, тем более после вступления России в ВТО.
Уважаемый Андрей Юрьевич!
Мы опасаемся, что внесение поправки в ст.24 будут не в состоянии внести и парламентарии нового созыва ГД и даже парламентское большинство в лице представителей партии «Единая Россия». Нежелание исполнительной (Правительство) власти идти на компромисс, игнорирование мнения даже представителей народных избранников все это может привести к нарастанию социальных противоречий в обществе. Большинство рыночников – это люди, которые выжили только благодаря рынку, решили проблему занятости, своей, своих близких и самое главное – они стали нужны потребителю. А теперь их хотят лишить всего этого. Зачем стране люди без дела, дохода, прекрасно понимающие кто их лишил этого?
Некоммерческое партнерство Ассоциация рынков Ростовской области обращается к Вам, как к депутату и как к руководителю фракции Партии «Единая Россия» внести в виде редакционной поправки в ходе обсуждения законопроекта №100541-6 (если обсуждение состоится на заседаниях осенней парламентской сессии или в виде инициативы, если не состоится) поправку в ст. 24 ФЗ № 271 «О Розничных рынках…» 24 в следующей редакции:
Часть 3 статьи 24
« Субъектам Российской Федерации устанавливать сроки капитального и некапитального строительства розничных рынков в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, а также с учетом местных особенностей и проектов планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образованияс правом использования на рынках временных строений и сооружений».
Часть 4 статьи 24 признать утратившей силу.
Данная редакция поддержана на собраниях членов Союза оптовых и розничных рынков России, Ассоциации рынков Ростовской области, Гильдии рынков Краснодарского края, Союза рынков Республики Татарстан, Союза рынков Республики Башкортостан, предпринимательскими союзами Республики Адыгея, Ярославской области и др.
Данную редакцию поправок в ФЗ№271 сентябре 2011 года приняла Межрегиональная конференция «Проблемы и перспективы развития розничных рынков», которая прошла в конференц-зале Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан. В ней приняли участие: Общественная Палата Республики Татарстан, Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан, Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана, депутаты ГД РФ, члены Государственного Совета республики, Советник Президента республики, представители рыночных союзов, управляющих компаний и властных структур из 30 регионов и 17 городов России.
В октябре 2011г на Всероссийской Конференции по развитию торговли продовольствием, организованной Всероссийским Союзом оптовых и розничных рынков при поддержке Минсельхоза России и Правительства Москвы.
Данная редакция принята на Всероссийской онлайн конференции на тему «Перспективы развития розничных рынков России и Федеральный Закон № 271 «О розничных рынках» ( 25 января по 03 марта 2012 года.)
Приход в страну зарубежного ритейла по мнению ученых экономистов предполагает, как аксиому, поддержку своего мелкого производителя в производстве, сельском хозяйстве, торговле, поскольку затрагиваются интересы миллионов граждан. К данному процессу применимы термины «торговые войны» и «торговая революция».Ошибочные действия или бездействие государства играют ключевую роль в решении или, наоборот, обострении конфликтов, порожденных торговой революцией
Надеемся, что с Вашим участием и участием ваших коллег из фракции проблема будет решена.
Примечание: ознакомиться с материалами по внесению изменений в статью 24 ФЗ №271 Ассоциации рынков Ростовской области и других рыночных общественных объединений регионов страны, а также писем и обращений предпринимателей, экспертов, общественности и потребителей Вы можете на сайте: arro-rynki.livejournal.com
Президент Ассоциации рынков Ростовской области Муковоз Ю.И.
Справка. Некоммерческое Партнерство Ассоциация рынков Ростовской области. 47 членов. Год регистр.1999.Член ТПП Ростовской области. Член Союза оптовых и розничных рынков России. Входит в Совет рынков России.