В Союзе торговых предприятий РТ
17.08.2023
Продолжаем тему онлайн-продаж алкоголя с доставкой.12.04.2023
ВЫБРАТЬ ВЕРНЫЙ ПУТЬ19.12.2022
Наши поздравления!
Календарь мероприятий
Белоруссия: своё продадим РФ, а молдавское есть будем
01.10.2014
Россельхознадзор грозит ограничить поставки продовольствия из Беларуси, но мотивы излагает путано. Россельхознадзор предложил коллегам из Минска провести переговоры по результатам мониторинга поставок белорусской мясной и молочной продукции на российский рынок. Россияне планируют встречу уже на этой неделе. Ранее ведомство высказало намерение ограничить импорт продукции ряда рыбных и молочных предприятий Беларуси из-за «пропорционального роста рисков на фоне резкого увеличения поставок в республику рыбы из Норвегии и молочной продукции из Литвы и Польши».
«Мы поставили на мониторинг продукцию ряда белорусских предприятий. Если у нас будут основания сомневаться в ее безопасности, конечно же, мы примем свои меры», - сказал помощник руководителя Россельхознадзора Алексей Алексеенко.
По его словам, российская сторона неоднократно фиксировала микробиологическое загрязнение молочной продукции и продукции рыбохозяйственного комплекса, следовавших из Беларуси. И так как количество этой продукции на российском рынке в августе - сентябре 2014 года увеличилось, то якобы пропорционально выросли и риски, отмечает ИА Казах-Зерно.
Чем меньше, тем безопаснее
В мотивации Россельхознадзора очевидно хромает логика. Количество увязывают с качеством и в результате делают вывод о вероятном запрете. Те европейские продукты, которые раньше россияне потребляли без вреда для здоровья, с введением санкций стали не только незаконными, но еще и опасными. С таким же успехом можно делать вывод об оздоровлении населения в связи с прекращением поставок норвежского лосося и литовского сыра.
Позже Россельхознадзор внес уточнение. Данная ситуация, подчеркнули там, не связана с проблемой реэкспорта. Транзит через Беларусь - «это отдельная тема для переговоров». Озабочены же в ведомстве «исключительно тем, что обнаружены вредные вещества в продукции ряда белорусских предприятий». Имеется в виду молочная продукция ОАО «Бабушкина крынка» (антибиотики тетрациклиновой группы, мезофильные аэробные и факультативно-анаэробные микроорганизмы), ОАО «Савушкин продукт» (бактерии группы кишечной палочки) и компании «Биоком» (повышенная бакобсемененность).
Среди мясоперерабатывающих предприятий претензии у Россельхознадзора имеются к Бобруйскому, Березовскому, Брестскому, Могилевскому мясокомбинатам, ИООО «Беловежские деликатесы», агрокомбинату «Дзержинский», а также к Витебской бройлерной птицефабрике и др. При этом в российском ведомстве надеются найти понимание с белорусской стороны и считают, что до введения ограничений дело не дойдет.
В то же время вопрос реэкспорта Россельхознадзор тоже очень тревожит. Настолько, что ведомство выносит его на уровень ЕЭК. «Мы представили в ЕЭК подробную информацию о реэкспорте через Беларусь запрещенной продукции, примеров того, что под видом белорусских к нам пытались завезти польские, испанские и голландские овощи и фрукты, достаточно», - заявил 26 сентября глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. Россияне даже предложили белорусам организовать совместный выборочный контроль на границе с Литвой и Польшей, но получили отказ.
Свои продадим, а молдавские есть будем
У белорусской таможни позиция прежняя, если случаи реэкспорта и фиксируются, то лишь единичные. И это недавно подтвердил глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов, заявив, что ФТС не фиксирует увеличения числа попыток реэкспорта в РФ запрещенной сельхозпродукции из Беларуси и Казахстана.
Что касается возросших поставок молока и красной рыбы из Европы, то тут все законно. «Наши компании, которые закупают сырье в ЕС, перерабатывают его, после чего товар приобретает белорусское происхождение и следует в РФ, - пояснил на пресс-конференции 19 сентября зампредседателя ГТК РБ Сергей Полудень. - Это абсолютно законно. Процесс контролируется нашими ветеринарными и фитосанитарными службами».
Новость на Казах-зерно:Возросшему импорту в Беларусь запрещенных в РФ молдавских яблок в ГТК тоже находят объяснение. «Мы их можем закупать для себя, а свои яблоки поставлять в Россию», - предположил С. Полудень. Что касается продажи «белорусских» бананов, лимонов, кешью и прочей экзотики, то тут еще проще: если товар произведен в стране, не подпадающей под российский запрет, то его реэкспорт вполне легален. Фрукты, допустим, из Эквадора поступают в Беларусь как импортные, их растаможивают, а потом экспортируют за пределы страны.
В то же время Минсельхозпроду РБ приходится отбиваться от жалоб российского «Союзмолока»: союз тревожит рост молочного импорта, благодаря которому Беларусь якобы «начинает сильно влиять на ценообразование на российском рынке».
В принципе, смешение в одну кучу здорового лосося, бакобсемененного молока, молока по неправильным ценам и яблок с подозрением на европейское происхождение в нынешней ситуации неудивительно. Белорусского партнера важно держать в напряжении, и если он не будет до конца понимать сути претензий, то так даже лучше.
Но, с другой стороны, в неведении держат и рядового потребителя. Так как даже в претензиях к безопасности продукции нет последовательности, трудно понять, где есть реальная угроза, а где нет. К примеру, никакого публичного развития не получила история с задержанием белорусского молока с авансовыми датами выпуска. А ведь вот уж, казалось бы, тема для расследования. В итоге непонятно, чего покупателю опасаться больше - вредных бактерий или истекшего срока годности. А может, первое - следствие второго?
В случае с мясопереработкой тоже есть странность: претензии к колбасе имеются, а вот к эпидситуации по АЧС - нет. В то время как во всем восточноевропейском регионе, включая запад России, чума косит свиней, Беларусь чудесным образом сохраняет чистоту территории, и никто из соседей не выражает в этом сомнения.
Свинина вместо нефти
Искусство умолчания наглядно продемонстрировало 22 сентября совещание при президенте по вопросам восстановления производства свинины. Корень всех бед с мясом в стране - АЧС, сократившая поголовье свиней на 20%. Однако упоминание болезни оказалось словно табуированным. Мы знаем, что об «эпизоотической ситуации в свиноводстве » президенту докладывали, но саму ситуацию не знаем. Судить о ней можно только из косвенных высказываний президента.
«То, что мы будем жить в этих условиях еще долго, - это факт, - цитирует Александра Лукашенко пресс-служба президента. - Самое реальное то, что в этих условиях мы должны спокойно работать. Притом что эта зараза, о которой мы слишком громко говорим, для человека абсолютно безвредна, и при термической обработке даже зараженного мяса. Но нам зараженная свинина не нужна, она должна быть чистой».
Задачи по восстановлению объемов свинины к весне 2015 года остаются в силе. К концу этого года производство свинины должно составить 480 тыс. т, а в I квартале 2015-го - 124 тыс. т, что выведет отрасль на уровень «здорового» 2012 года.
Судя по риторике, выполнить этот план будет нелегко. Предстоит достроить новые свинокомплексы, полностью укомплектовать уже достроенные и заполнить ранее выведенные из эксплуатации. Недоукомплектование, по словам президента, «сродни преступлению». Как и территориальная разобщенность: когда в одном хозяйстве нет помещений для откорма поросят, а в другом они пустуют. При этом деньги губернаторам предложено доставать из своих карманов: «не надейтесь на республиканский бюджет!»
Если все сделаем в срок, то разбогатеем, как на нефти. «Мы за три года можем окупить все эти мероприятия. Три года окупаемость проектов - таких в нефтянке нет! По природному газу проекты на 8-10 лет окупаемости!» - подстегивал губернаторов А. Лукашенко, напирая на то, что свинина сегодня в цене как никогда, - и внутри страны, и за ее пределами.
То обстоятельство, что «за пределами» Беларуси от свинины могут отказаться, во внимание, конечно, не принимается. Но не особо учитывается и то, что запрещенное нынче в России мясо скоро могут вновь разрешить.
Из-за санкций Минэкономики РФ повысило оценку роста цен на продовольственные товары в 2014 году с 7,2-7,4% до 12-13%. В российском правительстве все чаще звучат слова о том, страна не заинтересована в сохранении эмбарго.