В Союзе торговых предприятий РТ
17.08.2023
Продолжаем тему онлайн-продаж алкоголя с доставкой.12.04.2023
ВЫБРАТЬ ВЕРНЫЙ ПУТЬ19.12.2022
Наши поздравления!
Календарь мероприятий
Законопроект о госконтроле снова отправят на доработку
08.09.2015
Экспертный совет при Правительстве РФ высказал недовольство текущей версией готовящегося законопроекта о государственном и муниципальном контроле. Эксперты во главе с министром "открытого правительства" Михаилом Абызовым опасаются, что в существующем виде принятие закона приведет не к снижению, а к росту числа проверок. Но не исключено, что реальные поправки будут внесены в документ только во время парламентских слушаний.
В своем заключении эксперты отмечают, что документ, несмотря на неоднократные доработки все еще «создает риск увеличения административного давления на бизнес».

Эксперты подчеркивают, что принятие в нынешнем виде разработанного Минэкономразвития законопроекта, может привести только к росту числа внеплановых проверок, а отнюдь не к их уменьшению. При этом «их назначение станет неконтролируемым», опасаются в экспертном совете.
Основные замечания специалистов касаются следующих моментов:
-
в документе отсутствуют принципы, которым должны соответствовать обязательные требования к экономическим агентам, и правила разработки таких требований;
- контролирующие органы должны отказаться от проверок предпринимателей на соответствие требованиям, содержащимся в актах СССР и РСФСР;
- документ следует дополнить детальными условиями и принципами использования форм негосударственного контроля, чтобы избежать дублирования надзорных функций;
- запланирована слишком сложная система управления рисками, предполагающая использование различных систем градации для разных ведомств, а также классов опасностей вместо категорий рисков. Кроме того, законопроект не определяет механизм изменения категории риска;
- в представленной версии законопроекта нет должных ограничений на использование отдельных специфических форм и методов контроля, как, например, наблюдение, мониторинг, допрос, опрос;
- документ не предусматривает оценку эффективности и результативности надзора и контроля;
- законопроект недостаточно четко определяет границы распространения норм будущего закона. А это создает административную нагрузку не только на бизнес, но и на обычных граждан.
В итоге, Экспертный совет во главе с министром Абызовым заключает: "Должны быть четко предусмотрены порядок планирования и проведения контрольно-надзорных мероприятий, а также гарантии проверяемых лиц. В противном случае возникает риск избыточного тиражирования отдельных специфических форм и мероприятий контроля в различных отраслях государственного регулирования".
Между тем, времени на доработку законопроекта остается все меньше - в правительстве документ должен появиться не позднее 10 сентября. Так что, скорее всего, документ к первому чтению внесут в парламент практически неизменным, а все основные замечания и предложения учтут уже к основному, второму слушанию.
С другой стороны, по словам директора департамента госрегулирования экономики Минэкономразвития Алексея Херсонцева, в новом законе необходимо указать все возможные формы контроля, но при этом жестко регулировать случаи их применения неразумно, поскольку «у разных ведомств свои особенности: кому-то нужны только внеплановые проверки, а кому-то — постоянное наблюдение вместо плановых проверок».

Таким образом, пока сложно сказать, в каком именно варианте представят в правительство, а затем и в Госдуму новый закон о государственном и муниципальном надзоре. Пока что с текущей его версией можно ознакомиться на специальном сайте, и даже высказаться по поводу его улучшения.
С принятием нового закона, возможно, заработает и столь ожидаемый риск-ориентированный подход, о котором, как о панацее от избыточного надзора, говорят в Минэкономразвития. Тогда малых предпринимателей, деятельность которых считается безопасной, по идее, трогать не будут, а проверять станут лишь тех, чей бизнес может причинить непосредственный вред государству, обществу и окружающей среде.
Однако, практика показывает, что предпринимателей (особенно как раз малых и средних) больше волнует не то, как будет называться закон или какие новые формы контроля он введет. Они надеются на сокращение количества проверок - как плановых, так и внеплановых. А равным образом на то, что требования проверяющих станут более адекватными, а сами контролеры – терпимее и благоразумнее. Иначе, все инициативы федеральной власти по облегчению жизнедеятельности бизнеса (включая и президентские "наказы") рискуют так и остаться лишь благими намерениями.
Экспертный совет при Правительстве РФ высказал недовольство текущей версией готовящегося законопроекта о государственном и муниципальном контроле. Эксперты во главе с министром "открытого правительства" Михаилом Абызовым опасаются, что в существующем виде принятие закона приведет не к снижению, а к росту числа проверок. Но не исключено, что реальные поправки будут внесены в документ только во время парламентских слушаний. В своем заключении эксперты отмечают, что документ, несмотря на неоднократные доработки все еще «создает риск увеличения административного давления на бизнес». Абызов Михаил Анатольевич Абызов Михаил Анатольевич Министр по связям с "Открытым правительством" Я считаю, что законопроект крайне недостаточного качества, он до сих пор выглядит как лоскутное одеяло, с неровной логикой по разделам. В целом, я лично являюсь сторонником принятия законопроекта, так как он институционализирует 40% контрольно-надзорных функций государства. Но главное здесь — не навредить. Если предложенная разработчиком формула законопроекта содержит в себе потенциальные риски для правоприменения с последующим ухудшением функционирования бизнеса и неразберихой в деятельности контрольно-надзорных органов, то лучше это отложить. Эксперты подчеркивают, что принятие в нынешнем виде разработанного Минэкономразвития законопроекта, может привести только к росту числа внеплановых проверок, а отнюдь не к их уменьшению. При этом «их назначение станет неконтролируемым», опасаются в экспертном совете. Основные замечания специалистов касаются следующих моментов: в документе отсутствуют принципы, которым должны соответствовать обязательные требования к экономическим агентам, и правила разработки таких требований; контролирующие органы должны отказаться от проверок предпринимателей на соответствие требованиям, содержащимся в актах СССР и РСФСР; документ следует дополнить детальными условиями и принципами использования форм негосударственного контроля, чтобы избежать дублирования надзорных функций; запланирована слишком сложная система управления рисками, предполагающая использование различных систем градации для разных ведомств, а также классов опасностей вместо категорий рисков. Кроме того, законопроект не определяет механизм изменения категории риска; в представленной версии законопроекта нет должных ограничений на использование отдельных специфических форм и методов контроля, как, например, наблюдение, мониторинг, допрос, опрос; документ не предусматривает оценку эффективности и результативности надзора и контроля; законопроект недостаточно четко определяет границы распространения норм будущего закона. А это создает административную нагрузку не только на бизнес, но и на обычных граждан. Материалы по теме Правительство урежет полномочия государственных контролеров Правительство урежет полномочия государственных контролеров В итоге, Экспертный совет во главе с министром Абызовым заключает: "Должны быть четко предусмотрены порядок планирования и проведения контрольно-надзорных мероприятий, а также гарантии проверяемых лиц. В противном случае возникает риск избыточного тиражирования отдельных специфических форм и мероприятий контроля в различных отраслях государственного регулирования". Между тем, времени на доработку законопроекта остается все меньше - в правительстве документ должен появиться не позднее 10 сентября. Так что, скорее всего, документ к первому чтению внесут в парламент практически неизменным, а все основные замечания и предложения учтут уже к основному, второму слушанию. С другой стороны, по словам директора департамента госрегулирования экономики Минэкономразвития Алексея Херсонцева, в новом законе необходимо указать все возможные формы контроля, но при этом жестко регулировать случаи их применения неразумно, поскольку «у разных ведомств свои особенности: кому-то нужны только внеплановые проверки, а кому-то — постоянное наблюдение вместо плановых проверок». Херсонцев Алексей Директор департамента госрегулирования в экономике минэкономразвития Когда пытаешься все зарегламентировать в деятельности человека, от которого ты при этом требуешь результативности, он включает итальянскую забастовку. Нужно искать баланс, и мы его ищем. Тут нужна гибкость, а эксперты трактуют ее только как почву для коррупции и злоупотреблений. Менее гибкий подход привел к тому, что из 294-ФЗ надзорные органы стали «выходить», теперь он де-факто не действует. Таким образом, пока сложно сказать, в каком именно варианте представят в правительство, а затем и в Госдуму новый закон о государственном и муниципальном надзоре. Пока что с текущей его версией можно ознакомиться на специальном сайте, и даже высказаться по поводу его улучшения. С принятием нового закона, возможно, заработает и столь ожидаемый риск-ориентированный подход, о котором, как о панацее от избыточного надзора, говорят в Минэкономразвития. Тогда малых предпринимателей, деятельность которых считается безопасной, по идее, трогать не будут, а проверять станут лишь тех, чей бизнес может причинить непосредственный вред государству, обществу и окружающей среде. Однако, практика показывает, что предпринимателей (особенно как раз малых и средних) больше волнует не то, как будет называться закон или какие новые формы контроля он введет. Они надеются на сокращение количества проверок - как плановых, так и внеплановых. А равным образом на то, что требования проверяющих станут более адекватными, а сами контролеры – терпимее и благоразумнее. Иначе, все инициативы федеральной власти по облегчению жизнедеятельности бизнеса (включая и президентские "наказы") рискуют так и остаться л