В Союзе торговых предприятий РТ
17.08.2023
Продолжаем тему онлайн-продаж алкоголя с доставкой.12.04.2023
ВЫБРАТЬ ВЕРНЫЙ ПУТЬ19.12.2022
Наши поздравления!
Календарь мероприятий
Нельзя рубить сук, на котором сидишь
10.01.2016
То, о чем неустанно предупреждали рыночники России, произошло. Введенные Евросоюзом и некоторыми другими странами экономические санкции против нашей страны наглядно показали всю пагубность курса на уничтожение рыночного формата торговли, проводимого в последнее десятилетие российскими законодателями. Исходной точкой для него стала разработка и принятие в 2006 году 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в ТК РФ». К этому времени в России сложилась стройная и достаточно эффективная система розничной рыночной торговли, напоминающая собой дерево. Его корневой системой являлись мелкие и средние сельхозтоваропроизводители, стволом – торгово-закупочные предприятия (ТЗП), которые питали крону – разветвленную сеть розничных рынков России. 271-ФЗ нанес сильнейший удар по ней. Причем, выстрел был произведен дуплетом. Первый из них пришелся по торгово-закупочным предприятиям. Отныне рынкам запрещалось иметь их в своем составе. Такое решение мотивировалось необходимостью создания свободной конкурентной среды для всех предпринимателей на розничных рынках. Намерение вроде бы благое, но, как известно, благими намерениями выстлана дорога в ад. Если раньше ТЗП, опираясь на мощный потенциал розничных рынков, закладывали на зиму десятки и сотни тонн сельскохозяйственной продукции в имеющихся на рынках хранилищах, то, став самостоятельными, они могли эти площади только арендовать. В результате, став неконкурентоспособными, ТЗП быстро разорились или сменили направление деятельности. Но, самое страшное заключалось в том, что был утерян мощный рычаг влияния рынков на ценообразование. Как известно, основной закон рыночной торговли гласит: спрос определяет предложение. Но, неразрывно с ним действует и второй: предложение формирует цену.
До 2006 года розничные рынки, пользуясь имеющимися у них возможностями, играли роль своеобразного регулятора цен. При скачкообразном росте цен на какой-либо социально значимый продукт ТЗП могли моментально выбросить его на свои торговые точки по цене на 30-40% ниже рыночной, тем самым гася эти всплески. Их функцию можносравнить с функцией Центробанка по поддержанию курса валют. Стоило ему отказаться от нее, пустив доллар в свободное плавание, и в России грянул финансовый кризис. Разница заключается в том, что рынки сами не отказывались от роли регуляторов цен, а их принудили к этому федеральным законом. Недолго думая, и рубанув со всего маху по рыночному дереву, законодатели отделили ствол от кроны, в результате нарушив многолетние связи с корневой системой – мелкими и средними сельхозтоваропроизводителями. Потеряв рынки сбыта, они быстро разорились. Таким образом, был быстро погублен ствол и почти погублена корневая система. Но еще оставалась на плаву крона – розничные рынки. Вот на нее и был направлен второй безжалостный выстрел из дуплета. Он называется капитализацией рынков. В результате почти две трети их в России прекратили свое существование. Но российская власть уже сделала ставку на крупные розничные торговые сети и импорт продовольствия. И вот тут грянули экономические санкции и финансовый кризис. Остро встал вопрос импортозамещения. Если бы российские законодатели вовремя прислушались бы к предупреждениям отечественных рыночников, так бы остро он сегодня не стоял. А теперь властью принимаются чрезвычайные меры. Даже в относительно благополучной в продовольственном отношении Ростовской области создан штаб, который возглавляет первый заместитель губернатора Александр Гребенщиков. Он мониторит ситуацию на продовольственном рынке региона и принимаемые меры, направленные на ее стабилизацию.