В Союзе торговых предприятий РТ
17.08.2023
Продолжаем тему онлайн-продаж алкоголя с доставкой.12.04.2023
ВЫБРАТЬ ВЕРНЫЙ ПУТЬ19.12.2022
Наши поздравления!
Календарь мероприятий
Как изменятся законы для предпринимателей в 2016 году
28.01.2016
В 2016 году бизнесу придётся играть по новым правилам — в силу вступают поправки, касающиеся налогов, пенсионных взносов, упрощённой системы налогообложения, заёмного труда, регистрации юрлиц и другие. «Секрет» с помощью юристов выбрал и прокомментировал самые важные для предпринимателей нововведения.
Ежеквартальная отчётность по НДФЛ
В Налоговый кодекс внесли больше 30 поправок, касающихся НДФЛ. Для предпринимателей наиболее важно изменение, обязывающее сдавать отчётность по НДФЛ четыре раза в год вместо одного. Если в компании меньше 25 сотрудников, отчёт можно сдать в бумажном виде (раньше была установлена численность десять человек в штате).
Данные будут сравнивать с показателями других отчётов (РСВ-1, 4-ФСС). «Наличие расхождения будет дополнительным поводом написать налогоплательщику письмо с требованием пояснений. Если на него не ответить в течение десяти дней, то по требованию фискальных органов может быть заблокирован банковский расчётный счёт», — рассказывает аналитик онлайн–бухгалтерии «Небо» Юрий Бурыкин. По его словам, ежеквартальная отчётность позволит налоговым органам контролировать уплату НФДЛ в бюджет, эффективнее начислять пени за просрочку и штрафовать.
Ежемесячная отчётность в ПФР
Вместо ежеквартальной отчётности сведения в Пенсионный фонд с апреля 2016 года нужно будет предоставлять ежемесячно. Соответствующий закон уже одобрен Советом Федерации и направлен на подпись президенту. Не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчётным, нужно будет отправлять данные в ПФР, то есть дата первого нового отчёта — 10 мая. «Придётся осваивать новую форму отчётности в ПФР и привыкать к тому, что её нужно будет предоставлять каждый месяц. При этом отправка пенсионной отчётности сопровождается большим количеством проблем по сравнению с той же налоговой отчётностью», — считает Юрий Бурыкин.
«Изменения увеличивают экономическую и налоговую нагрузку на предприятия — это огромное количество налоговых деклараций и расчётов, которые придётся сдавать в разные сроки», — комментирует изменения сроков отчётности по НДФЛ и в ПФР ведущий аудитор фирмы «Аудит эксперт» Елена Ивлева. По её словам, теперь у предпринимателей будет больше затрат — на увеличение объёмов работы бухгалтерии и дополнительное программное обеспечение.
Увеличение штрафов за статистику
Статистическая отчётность — вечная головная боль бухгалтеров и предпринимателей. Федеральных статистических форм существует более 300 (сведения о финансах, численности и зарплате работников, их дополнительном образовании и так далее), и порой сложно разобраться, какие данные и в какой срок нужно предоставлять. Но новый закон создаст дополнительную мотивацию. Штраф за непредоставление или ненадлежащее представление статистических данных увеличен в десятки раз: ранее он составлял от 3000 до 5000 рублей, теперь же юридическим лицам придётся заплатить от 20 000 до 70 000 рублей. За повторное нарушение — уже от 100 000 до 150 000 рублей.
«Должностные лица Росстата, как и других государственных органов исполнительной власти, с большой опаской выносят постановление о наложении штрафа в максимальном размере, так как его часто оспаривают и уменьшают в суде. Но даже при минимальном размере при первом нарушении получается 30 000 рублей — в шесть раз больше, чем было раньше. Подобные издержки будут весьма значительны для малого бизнеса», — считает юрист коллегии адвокатов «Железников и партнёры» Андрей Мильский.
До вступления закона в силу ещё осталось время: сейчас он находится на одобрении у президента и вступит в силу со дня официального опубликования. Скорее всего, это случится в начале 2016 года, так что самое время разобраться с тем, какую статистическую отчётность и как часто вам нужно собирать. Определиться с этим может помочь сервисformstat.info, но пока формы в нём действительны только для 2015 года. Также подобные услуги предоставляют сервисы онлайн-бухгалтерий (например, «Контур», «Моё дело», «Небо» и другие).
Запрет на заёмный труд
Аутстаффингу в таком виде, в каком вы его знали, с 1 января 2016 года придёт конец. Теперь услуги по предоставлению персонала могут оказывать только два типа компаний.
Частные агентства занятости — компании, соответствующие установленным законом критериям и прошедшие аккредитацию в Роструде. Размер уставного капитала должен быть не менее 1 млн рублей, руководитель обязан иметь высшее образование и стаж работы в области трудоустройства не менее двух лет за последние три года, а у самой компании не должно быть долгов. Есть и другие требования — с ними можно ознакомиться в соответствующем законе.
Компании, аффилированные с организацией, в которую направляются работники (например, материнская и дочерняя), и компании, заключившие акционерные соглашения.
С начала 2016 года деятельность агентств по предоставлению персонала будет незаконна, им придётся приостановить деятельность до получения аккредитации. «Представителям малого бизнеса, которые работали в сегменте оказания услуг по предоставлению персонала, скорее всего, придётся уйти с рынка или присоединиться к какому-либо игроку побольше, поскольку единицы из них смогут соответствовать новым требованиям», — считает директор гражданско-правового департамента юридической фирмы «Клифф» Вероника Казакевич.
Для компаний, которые использовали заёмный труд, изменения также будут скорее негативными. По словам Казакевич, стоимость услуг частных агентств занятости повысится, так как они не смогут использовать специальные режимы налогообложения (например, УСН и ЕНВД). Этот рост цены малый бизнес может не потянуть. «Механизм аккредитации частных агентств занятости неизбежно сделает дороже себестоимость услуги по предоставлению персонала», — соглашается управляющий партнёр адвокатского бюро «ЕМПП» Сергей Егоров.
Более сложное взаимодействие с ЕГРЮЛ
Нововведения направлены на то, чтобы обеспечить достоверность сведений, предоставляемых при регистрации юридических лиц. Можно выделить несколько негативных поправок.
Во–первых, введена процедура проверки достоверности сведений — она может приостановить регистрацию, но не более чем на месяц. Проверка будет осуществляться выборочно при необходимых основаниях, например сомнениях регистрирующего органа или возражений заинтересованных лиц. «Недобросовестные участники оборота могут парализовать деятельность компании, если будут направлять бесчисленное количество сомнений относительно достоверности данных о конкретном юрлице», — комментирует нововведение юрист адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнёры» Дмитрий Кукшинов.
Во-вторых, регистрирующий орган по собственной инициативе может внести запись о недостоверности сведений — без заявлений и судебных данных. «Для предпринимателей такие сведения в ЕГРЮЛ могут стать сюрпризом в самый ответственный момент, а доказывать ошибочность принятого решения придётся уже в общем или судебном порядке, что небыстро и накладно», — считает эксперт юридического сервиса 48Prav.ru Михаил Красильников.
В-третьих, расширяется перечень оснований для отказа в государственной регистрации юрлица. Например, в течение трёх лет нельзя регистрировать фирму, если её руководитель или участник раньше работал в компании, которая была исключена из реестра как недействующее юрлицо с задолженностью перед бюджетом, или в отношении которой не исполнено решение суда о принудительной ликвидации, или по которой в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности.
В-четвёртых, усложняется порядок смены адреса
Ежеквартальная отчётность по НДФЛ
В Налоговый кодекс внесли больше 30 поправок, касающихся НДФЛ. Для предпринимателей наиболее важно изменение, обязывающее сдавать отчётность по НДФЛ четыре раза в год вместо одного. Если в компании меньше 25 сотрудников, отчёт можно сдать в бумажном виде (раньше была установлена численность десять человек в штате).
Данные будут сравнивать с показателями других отчётов (РСВ-1, 4-ФСС). «Наличие расхождения будет дополнительным поводом написать налогоплательщику письмо с требованием пояснений. Если на него не ответить в течение десяти дней, то по требованию фискальных органов может быть заблокирован банковский расчётный счёт», — рассказывает аналитик онлайн–бухгалтерии «Небо» Юрий Бурыкин. По его словам, ежеквартальная отчётность позволит налоговым органам контролировать уплату НФДЛ в бюджет, эффективнее начислять пени за просрочку и штрафовать.
Ежемесячная отчётность в ПФР
Вместо ежеквартальной отчётности сведения в Пенсионный фонд с апреля 2016 года нужно будет предоставлять ежемесячно. Соответствующий закон уже одобрен Советом Федерации и направлен на подпись президенту. Не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчётным, нужно будет отправлять данные в ПФР, то есть дата первого нового отчёта — 10 мая. «Придётся осваивать новую форму отчётности в ПФР и привыкать к тому, что её нужно будет предоставлять каждый месяц. При этом отправка пенсионной отчётности сопровождается большим количеством проблем по сравнению с той же налоговой отчётностью», — считает Юрий Бурыкин.
«Изменения увеличивают экономическую и налоговую нагрузку на предприятия — это огромное количество налоговых деклараций и расчётов, которые придётся сдавать в разные сроки», — комментирует изменения сроков отчётности по НДФЛ и в ПФР ведущий аудитор фирмы «Аудит эксперт» Елена Ивлева. По её словам, теперь у предпринимателей будет больше затрат — на увеличение объёмов работы бухгалтерии и дополнительное программное обеспечение.
Увеличение штрафов за статистику
Статистическая отчётность — вечная головная боль бухгалтеров и предпринимателей. Федеральных статистических форм существует более 300 (сведения о финансах, численности и зарплате работников, их дополнительном образовании и так далее), и порой сложно разобраться, какие данные и в какой срок нужно предоставлять. Но новый закон создаст дополнительную мотивацию. Штраф за непредоставление или ненадлежащее представление статистических данных увеличен в десятки раз: ранее он составлял от 3000 до 5000 рублей, теперь же юридическим лицам придётся заплатить от 20 000 до 70 000 рублей. За повторное нарушение — уже от 100 000 до 150 000 рублей.
«Должностные лица Росстата, как и других государственных органов исполнительной власти, с большой опаской выносят постановление о наложении штрафа в максимальном размере, так как его часто оспаривают и уменьшают в суде. Но даже при минимальном размере при первом нарушении получается 30 000 рублей — в шесть раз больше, чем было раньше. Подобные издержки будут весьма значительны для малого бизнеса», — считает юрист коллегии адвокатов «Железников и партнёры» Андрей Мильский.
До вступления закона в силу ещё осталось время: сейчас он находится на одобрении у президента и вступит в силу со дня официального опубликования. Скорее всего, это случится в начале 2016 года, так что самое время разобраться с тем, какую статистическую отчётность и как часто вам нужно собирать. Определиться с этим может помочь сервисformstat.info, но пока формы в нём действительны только для 2015 года. Также подобные услуги предоставляют сервисы онлайн-бухгалтерий (например, «Контур», «Моё дело», «Небо» и другие).
Запрет на заёмный труд
Аутстаффингу в таком виде, в каком вы его знали, с 1 января 2016 года придёт конец. Теперь услуги по предоставлению персонала могут оказывать только два типа компаний.
Частные агентства занятости — компании, соответствующие установленным законом критериям и прошедшие аккредитацию в Роструде. Размер уставного капитала должен быть не менее 1 млн рублей, руководитель обязан иметь высшее образование и стаж работы в области трудоустройства не менее двух лет за последние три года, а у самой компании не должно быть долгов. Есть и другие требования — с ними можно ознакомиться в соответствующем законе.
Компании, аффилированные с организацией, в которую направляются работники (например, материнская и дочерняя), и компании, заключившие акционерные соглашения.
С начала 2016 года деятельность агентств по предоставлению персонала будет незаконна, им придётся приостановить деятельность до получения аккредитации. «Представителям малого бизнеса, которые работали в сегменте оказания услуг по предоставлению персонала, скорее всего, придётся уйти с рынка или присоединиться к какому-либо игроку побольше, поскольку единицы из них смогут соответствовать новым требованиям», — считает директор гражданско-правового департамента юридической фирмы «Клифф» Вероника Казакевич.
Для компаний, которые использовали заёмный труд, изменения также будут скорее негативными. По словам Казакевич, стоимость услуг частных агентств занятости повысится, так как они не смогут использовать специальные режимы налогообложения (например, УСН и ЕНВД). Этот рост цены малый бизнес может не потянуть. «Механизм аккредитации частных агентств занятости неизбежно сделает дороже себестоимость услуги по предоставлению персонала», — соглашается управляющий партнёр адвокатского бюро «ЕМПП» Сергей Егоров.
Более сложное взаимодействие с ЕГРЮЛ
Нововведения направлены на то, чтобы обеспечить достоверность сведений, предоставляемых при регистрации юридических лиц. Можно выделить несколько негативных поправок.
Во–первых, введена процедура проверки достоверности сведений — она может приостановить регистрацию, но не более чем на месяц. Проверка будет осуществляться выборочно при необходимых основаниях, например сомнениях регистрирующего органа или возражений заинтересованных лиц. «Недобросовестные участники оборота могут парализовать деятельность компании, если будут направлять бесчисленное количество сомнений относительно достоверности данных о конкретном юрлице», — комментирует нововведение юрист адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнёры» Дмитрий Кукшинов.
Во-вторых, регистрирующий орган по собственной инициативе может внести запись о недостоверности сведений — без заявлений и судебных данных. «Для предпринимателей такие сведения в ЕГРЮЛ могут стать сюрпризом в самый ответственный момент, а доказывать ошибочность принятого решения придётся уже в общем или судебном порядке, что небыстро и накладно», — считает эксперт юридического сервиса 48Prav.ru Михаил Красильников.
В-третьих, расширяется перечень оснований для отказа в государственной регистрации юрлица. Например, в течение трёх лет нельзя регистрировать фирму, если её руководитель или участник раньше работал в компании, которая была исключена из реестра как недействующее юрлицо с задолженностью перед бюджетом, или в отношении которой не исполнено решение суда о принудительной ликвидации, или по которой в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности.
В-четвёртых, усложняется порядок смены адреса