В Союзе торговых предприятий РТ
17.08.2023
Продолжаем тему онлайн-продаж алкоголя с доставкой.12.04.2023
ВЫБРАТЬ ВЕРНЫЙ ПУТЬ19.12.2022
Наши поздравления!
Календарь мероприятий
Крупные сети напугали кризис
28.04.2016
Отчеты крупных российских розничных компаний показывают довольно сильные результаты в начале года – они наращивают выручку, открывают новые магазины. В то же время исследовательские компании и эксперты рынка констатируют кризис в отрасли. Компаниям, особенно в секторе МСБ, приходится экономить и сокращать персонал, что может привести к увольнению порядка 12 тыс. человек, занятых в рознице. Торговля у нас занимает весомую, даже гипетрофированную долю примерно в четверть ВВП, это целый мир со своими законами, по которым во многом живем и все мы.
Сеть по торговле продуктами питания O’KEY Group S.A. приводит результаты за первый квартал 2016 года, чистая розничная выручка выросла на 14,4% год к году. Причем это достигнуто, видимо, за счет роста покупательского потока, а не цен, т. к. трафик вырос на 13,8%, средний чек на 0,3% (где-то его рост составил, например, 3,5%).
Объем консолидированной выручки «Детского мира» в первом квартале увеличился на 35%, до 16,4 млрд руб. по сравнению с 12,2 млрд руб. в 1-м квартале 2015 года. Но здесь средний чек прибавил 12,1%. Число магазинов группы увеличилось до 429 с совокупной торговой площадью 495 тыс. кв. м. Обе сети открывают новые магазины.
Другая сеть «Магнит» отчиталась о том, что ее выручка выросла на 16.7% г/г, до 255.3 млрд рублей. Впрочем, EBITDA сократилась на 3% до 19.8 млрд рублей, а чистая прибыль - на 13% до 8.24 млрд рублей. Таким образом, на фоне падения потребительского спроса темпы роста крупнейшего российского ритейлера снизились, и компания будет вынуждена пересмотреть стратегию развития (расти темпами 15-20% в ближайшие годы не получиться).
В розничной торговле - крупнейшая волна сокращений персонала с 1998 года, цитируют "Ведомости" исследование НИУ ВШЭ. По данным директора Союза независимых сетей России Сергея Кузнецова более 50% всей продовольственной торговли приходится на малые сети и одиночные магазины и именно в этом секторе больше всего увольнений и сокращений. В стране около 450 мелких и некрупных сетей с годовым оборотом в 1-3 млрд руб., минимум 100 из них закроются в ближайший год. Такая сеть включает 20-30 магазинов.
Кризис и в самом деле ударил сильнее по небольшим сетям, - соглашается начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко. Им тяжело выдерживать жесткие условия дистрибьюторов, а кредитные ресурсы стали менее доступными. Крупные удержались на плаву за счет того, что смогли загрузить свою инфраструктуру (склады и логистику) благодаря открытиям новых магазинов.
Снижение рентабельности заставило оптимизировать расходы, включая затраты на оплату труда. Так, Магнит сократил выплаты персоналу на 25%, при том что сеть за год выросла на 15%. Но большинство крупных сетей развиваются по франчайзинговой модели, магазинами управляют конечные владельцы, а централизованной программы сокращений нет.
Но именно ритейл выходит из кризиса первым, являясь локомотивом роста для остальных отраслей. Вероятнее всего, - говорит эксперт, - сети могут перейти от сокращений к набору персонала по мере выхода из стагнации, уже во во втором квартале 2017 года.
Причиной трудностей нельзя называть исключительно кризис, - полагает генеральный директор аудиторской компании "Уверенность" Максим Гладких-Родионов. - Он лишь острее обозначил такие проблемы, как пренебрежение задачами сокращения издержек и повышения производительности труда. У небольших региональных торговцев общие для всех проблемы усугубляются отсутствием достаточных финансовых ресурсов. Так у крупных федеральных сетей появилась возможность расширения рынка сбыта за счет открытия магазинов в регионах. На руку им играет и определенное снижение ставок аренды коммерческой недвижимости. А в сфере интернет-торговли пункты выдачи заказов организуются в розничных магазинах.
У крупных сетей уже более 10% составляет продукция под собственными торговыми марками, и она продолжает расти. Они вкладывают деньги в автоматизацию. И это дает определенные результаты, - отмечает эксперт. - Однако ситуация в рознице пока остается далеко не радужной. Так, в 2015-м году оборот розничной торговли составил 90% от показателей 2014-го, а в январе-феврале 2016-го – 93,4% от соответствующего периода 2015-го года. (по данным Росстата). Мы видим, что падение продолжается. И, по моему мнению, - говорит эксперт, - это еще не дно, так как доходы граждан продолжают снижаться.
Руководитель аналитического отдела Conomy Борис Городилов также считает, что главная проблема в низкой производительности труда в розничной торговле, которая выше в крупных сетях, региональных в том числе.
Источник: http://expert.ru/2016/04/27/chto-proishodit-v-roznitse/