В Союзе торговых предприятий РТ
17.08.2023
Продолжаем тему онлайн-продаж алкоголя с доставкой.12.04.2023
ВЫБРАТЬ ВЕРНЫЙ ПУТЬ19.12.2022
Наши поздравления!
Календарь мероприятий
Один переезд – десять пожаров
23.10.2012
Cитуация вокруг заявленного властями переезда вещевых рынков Казани в Зеленодольский район, где возводится комплекс "Новая Тура", только обостряется. Сегодня мы публикуем письмо вице-президента Союза рынков РТ, генерального директора ООО «Витаком+» Гульнары Мингалиевой, которая от имени двух с лишним тысяч предпринимателей известного рынка на ул. Нариманова, не раз обращалась в различные властные структуры, пытаясь привлечь внимание к тем проблемам, которые ждут не только предпринимателей.
К 1 января 2013г. все рынки должны быть переведены в капитальные здания. Вот только реально ли это? Ведь перевод торговли из временных сооружений в капитальные - это крайне серьезная статья расходов, и многие управляющие компании просто не в состоянии возложить на себя дорогостоящее строительство капитальных сооружений.
Организация розничного рынка является результатом согласованной воли двух субъектов – юридического лица, с одной стороны, и органа государственной власти субъекта Российской Федерации – с другой. Со стороны уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ на начальной стадии организации рынка выражением его воли выступает План организации розничных рынков. Цель такого плана – это определение необходимости обеспечения населения региона теми или иными товарами. Комитетом потребительского рынка и услуг Казани были определены потребности населения города в тех или иных группах товаров.
Без сомнения, определение потребности возможно на основании маркетинговых исследований, что и было сделано уполномоченным органом на территории города, перед тем как был определен План организации розничных рынков. Был произведен сбор и анализ данных о розничных рынках Казани, провели опросы, круглые столы с представителями целевой группы, прошло и личное общение представителей власти с потребителями, продавцами, предпринимателями.
Прежде всего законодатель установил необходимость включения в План организации розничных рынков, сведения о местах расположения предполагаемых рынков. Как показывает практика, уполномоченные органы включают в План организации в первую очередь уже давно зарекомендовавшие себя действующие розничные рынки.
Обусловлено это следующими критериями:
- население (потенциальные покупатели) уже знает, где расположен рынок, инициатива уполномоченного органа, включающая перемены (перемена адреса в т.ч.), не всегда поощряется местным населением;
- как правило, там, где рынок располагался ранее, уже развита присущая именно розничным рынкам инфраструктура;
- немаловажную роль играет бренд (зарекомендовавшее себя наименование) как показывает практика, на некоторые рынки люди приезжают даже из других городов, республик, исходя из того что знают о возможности приобретения того или иного товара именно на этом рынке.
Количество розничных рынков в любом случае определяется потребностями населения. В данном случае основную роль играет всем известный тезис «спрос порождает предложение». Наряду с указанными показателями, план организации розничных рынков должен содержать указание на типы размещаемых рынков.
Имеется критерий, сдерживающий уполномоченный орган власти от смены месторасположения розничного, привыкание населения к тому, что на этом месте расположен именно такой рынок и развитая инфраструктура. Таким образом, как видно в большинстве случаев, План организации розничных рынков констатирует уже сложившееся положение в сфере обеспечения населения товарами и услугами посредством организации розничных рынков.
При этом хотелось бы подчеркнуть, что деятельность розничных рынков направлена на предоставление услуг напрямую населению, исходя из чего он должен быть доступен для покупателя. Да и успешная деятельность розничного рынка вне зависимости от специализации зависит от его месторасположения и уж никак не предполагает, что он будет находиться в чистом поле.
Исходя только из указанных факторов организация крупнейшего розничного рынка на базе Логистического центра «Новая Тура» между Зеленодольском и Казанью, куда власти решили переместить все вещевые рынки с территории Казани, больно ударит и по покупателям из разных слоев населения, и по самим предпринимателям, торгующим сейчас на рынке..
Вообще надо понимать, что рыночная торговля - это такая хрупкая эфемерная организация, которая не любит перемещений и по природе своей архаична и консервативна. Не на всяком новом месте будет твориться хорошая торговля - эта заповедь известна нам еще от прабабушек. А убытки, неизбежно возникающие при переезде с рынков, для предпринимателей и их покупателей можно смело приравнять к десяти пожарам.
План организации розничных рынков на территории субъекта не является статичным, а постоянно меняется, развивается и дополняется в зависимости от потребностей и спроса населения. Но это не означает, что все рынки должны быть перемещены на территорию логистического центра в Новой Туре, ведь такая ситуация откровенно создает дискриминационные условия, что запрещено Антимонопольным законодательством Российской Федерации (п.8 ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции»).
В случае с «Новой Турой» хозяйствующими субъектами, поставленными в неравное положение, становимся мы – управляющие рынками компании города Казани, предприниматели и продавцы, осуществляющие свою деятельность на розничных рынках столицы, благодаря недобросовестному поведению инвесторов, органов государственной власти, которые планируют сослать всех предпринимателей в этот логистический центр.
Законодатели оставляют предпринимателей и продавцов со всех розничных рынков без единственного заработка на существование. В большинстве своем это люди в возрасте, невостребованные работодателями, так как на сегодняшний день везде наличествует возрастной ценз.
Торговые центры расчищают себе дорогу, убирая со своего пути розничные рынки, лоббируя такие законы, как 271-ФЗ. В обществе нагнетается социальная напряженность. В крупнейших торговых центрах, логистических центрах есть условия. Да, там тепло, светло и уютно, но для тех, кто имеет материальные возможности делать покупки именно там. А для тех, у кого заработная плата составляет 4-10 тыс. рублей? И цены в торговых центрах, торговых сетях держатся, пока есть рынки. Как только рынки уйдут с поля своей деятельности, к прилавкам этих сетей будет не подойти. Но они уже останутся единственными монополистами в торговой деятельности.
Реализация данного Федерального закона ставит под угрозу возможность выживания и существования, такой формы малого предпринимательства как торговля на рынках, которая в настоящее время является не столько предпринимательской деятельностью, сколько способом своей самозанятости не одного только человека, ведь за счет этой работы кормится вся его семья.
Сегодня весь мир жестко ограничивает сетевую торговлю, а на территории Российской Федерации хозяева крупных торговых сетей и законодатели делают все возможное, чтобы изжить рыночный формат торговли.
В какой стране органы государственной и муниципальной власти предпринимателям могут открыто навязывать такой переезд, заставляя всех своих арендаторов отправить в за десятки километров от привычного места? Это уже смахивает на открытое лоббирование интересов со стороны правительства и инвестора, который якобы держит курс на поддержку малого и среднего бизнеса.
Как можно в одном логистическом центре, по одному и тому же адресу собрать всех предпринимателей города Казани, осуществляющих свою деятельность на розничных рынках, конкурирующих между собой с одной группой товаров? Зачем нужен был закон 271-ФЗ с его разграничением по территориальности розничных рынков на территории субъекта РФ, если у нас все преференции отдаются торгово-ярмарочному комплексу «Новая Тура»? А кто спросил у предпринимателя, продавца, покупателя – удобен ли будет для Вас этот центр и кто будет туда ездить?
Не много ли данный закон имеет крайне отрицательных сторон, который в основе своей заложил зеленый свет сетевым компаниям, и без того успешно процветающим, убирающим со своего пути малый и средний бизнес? Очевидно, что в основе 271-ФЗ от 30.12.2006г. были совсем другие цели и задачи, которые не пересеклись с такими понятиями как приведение в соответствие розничной торговли на рынках, поддержка малого и среднего бизнеса, сохранение рабочих мест, а главное, соблюдение интересов и покупательской способности малоимущего и среднего уровня населения в лице покупателей и потребителей.
Мы надеемся, что Президент республики, будучи гарантом наших конституционных прав, вмешается в эту ситуацию. Нельзя не учитывать мнение той народной массы, за счет которой собираются немалые налоги, когда решаются такие вопросы государственного значения. То, что происходит сегодня – это не улучшение условий торговли как для предпринимателей, так и для потребителей.