В Союзе торговых предприятий РТ
17.08.2023
Продолжаем тему онлайн-продаж алкоголя с доставкой.12.04.2023
ВЫБРАТЬ ВЕРНЫЙ ПУТЬ19.12.2022
Наши поздравления!
Календарь мероприятий
Интернет против бизнеса: как налоговики находят компромат во Всемирной паутине
20.09.2016
Дмитрий Чернокальцев, Управляющий партнер компании «Корпоративная солидарность», Санкт-Петербург
На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье
Чем обернулась покупка товара, которого нет на сайте поставщика
Как налоговики обнаружили офис, изучив «Яндекс-карты»
Почему сообщение о результатах модернизации обошлось заводу в 380 млн руб.
Помимо клиентов и партнеров по бизнесу, Ваш сайт внимательно читают налоговики. Неосторожно сделанные публикации лишат компанию денег. Навредить бизнесу способен любой контент: заметки, новости, интернет-сервисы. Узнайте, как налоговики с помощью Интернета находят повод для доначислений.
Источник 1. Социальная сеть
Владелица салона красоты подала заявление в ИФНС о прекращении деятельности в качестве предпринимателя. Через три месяца она вновь зарегистрировалась как ИП и возобновила деятельность компании. Когда пришло время для проверки, инспекторы решили удостовериться, действительно ли бизнес временно не работал.
Как доказали, что бизнес не прекращал деятельность. Налоговики изучили группу в соцсети «ВКонтакте», которую администрировала предпринимательница. Анализ показал, что в спорный период салон красоты проводил акции, дарил подарки. Контролеры допросили клиентов парикмахерской, жителей дома, где она располагалась, работников ближайших магазинов и самого салона. Проверили договоры на водоснабжение, сопоставили расход воды. Оказалось, что парикмахерская деятельность не прекращалась: персонал работал, воду расходовали в прежнем объеме, охрана объекта не прерывалась.
Отзывы посетителей и фотоотчеты вылились в доначисление налогов на сумму 388,5 тыс. руб. Суд поддержал налоговиков (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.12.2014 по делу №А05-808/2014).
Источник 2. Рекламные объявления
Директор базы отдыха заключил агентские договоры с турфирмами на привлечение и размещение гостей. При этом утверждал, что сам не привлекал гостей, а все делали агенты. Изучив документы и допросив свидетелей, налоговики пришли к выводу, что продвижением бизнеса и размещением гостей занимался сам владелец турбазы. Инспекторы доначислили ему ЕНВД за деятельность по временному размещению гостей. Предприниматель представил агентские договоры, акты и платежные поручения. Но это не помогло ему отменить решение налоговиков.
Как доказали, что продвижением занимался сам директор. Налоговики исследовали туристические сайты и установили, что гостей приглашал владелец базы отдыха. Директор лично размещал рекламные объявления, прайс-лист, информацию об условиях размещения, дополнительных услугах. Также инспекторы изучили отзывы туристов, подтвердившие, что директор базы сам занимался гостями. Таким образом, контролеры установили, что спорные услуги оказывал директор, а не агенты. Бизнесмену пришлось доплатить 241,4 тыс. руб. налогов и штрафов (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.09.2014 по делу №А51-34580/2013).
Источник 3. Сайт поставщика
Компания «Респект» закупила у поставщика никелевую проволоку. При проверке деклараций по НДС налоговики усомнились в реальности сделки. Они связались с производителем проволоки и выяснили, что он не реализовывал продукцию, которую купила компания «Респект». По словам представителя комбината, в спорный период они производили проволоку другого стандарта.
Как доказали, что компания закупила несуществующий товар. Инспекторы зашли на сайт производителя и обнаружили, что он предлагает никелевую проволоку диаметром 0,2 мм, а не 0,025 мм, как закупил «Респект». В результате компании отказали в возмещении НДС на сумму 97,4 тыс. руб. Фирма представила документы, но суд решил, что этого мало для обоснования расходов (постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.06.2014 по делу №А56-64515/2013).
Источник 4. Панорамы «Яндекс-карт»
Предприниматель занимался турдеятельностью. Он продал нежилое помещение как личное. Однако налоговики обнаружили, что в этом помещении был офис турагентства. Бизнесмен использовал офис для предпринимательской деятельности, но доход от продажи в декларации по УСН не отразил.
Как доказали, что предприниматель использовал помещение для ведения бизнеса. Продвинутые налоговики нашли на «Яндекс-картах» панорамные снимки офиса до и после продажи. На фотографии «до» была видна вывеска с названием турагентства «Лавка странствий». На фотографии «после» вывески уже не было. Кроме того, на туристических сайтах инспекторы нашли рекламу турфирмы с указанием адреса проданного офиса. Предпринимателю пришлось доплатить 160 тыс. руб. налогов и штрафов (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.09.2015 по делу №А76-31620/2014).
Источник 5. Интернет-биржа
Компания «Фрумтрейд» приобрела мясопродукцию у фирм «Валантекс» и «Фрегат». В ходе выездной проверки налоговики обнаружили у поставщиков признаки «однодневок». Директора, указанные в документах, заявили, что не руководили организациями. Сотрудники «Фрумтрейда» не смогли пояснить, как заключали договоры. Директор и менеджер по работе с клиентами ссылались на учредителя, а тот – на менеджеров. Инспекция затребовала товарные накладные, но их не оказалось.
Как доказали, что компания завысила цены при покупке товаров. Чтобы установить реальную стоимость купленного сырья, налоговики изучили данные сайта мясной биржи www.meatinfo.ru. Анализ показал, что цены в течение спорного периода были ниже. Таким образом, «Фрумтрейд» завысил стоимость сделки с «Валантексом» на 7,5 млн руб., а с «Фрегатом» – на 8,2 млн руб. Налоговики пересчитали цены и доначислили компании 12,4 млн руб. налогов и штрафов (постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.01.2015 по делу №А40-43578/2014).
Источник 6. Новостной раздел отраслевого сайта
На Братском алюминиевом заводе износилось оборудование. Завод привлек подрядчика, который отремонтировал 322 прибора. При проверке расходов налоговики квалифицировали работы как модернизацию. Генеральный Директор завода пояснил, что характеристики приборов не изменились, а значит, был проведен ремонт, а не модернизация. Однако налоговики допросили мастеров, которые ремонтировали приборы. Выяснилось, что в оборудовании заменили устаревшие комплектующие, установили дополнительные детали и усилители. В результате инспекция и суд сделали вывод, что эти работы привели к улучшению технических характеристик приборов. Следовательно, завод неправомерно отразил в расходах сумму ремонта и уменьшил налог на прибыль.
Как доказали, что компания провела модернизацию, а не ремонт. Налоговики нашли на сайте, посвященном рынку металлов (infogeo.ru/metalls), новость о запуске модернизации на Братском алюминиевом заводе. Там сообщалось, что завод планирует увеличить выпуск алюминия за счет установки новых систем в оборудовании. Решающим аргументом стали публикации об усовершенствовании производства, размещенные на индустриальном портале www.metaprom.ru. Завод гордился результатами модернизации и рекордами производства. Хвалебные строчки обошлись предприятию в 380 млн руб. налога на прибыль (постановление девятого Арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 по делу №А40-57597/2012).
Источник 7. Сайт «Почта России»
Компания «Территория промышленного развития ВгТЗ» не заплатила налоги вовремя. Инспекторы направили требования об уплате на юридический адрес фирмы. Когда срок добровольного погашения истек, налоговики решили взыскать деньги с расчетного счета. Решения вновь направили по почте. Компания обратилась в суд с требованием признать действия инспекции незаконными. Руководство утверждало, что не получало писем, но налоговики доказали обратное.
Как доказали, что компания получала письма. Согласно данным сайта www.russianpost.ru, письма с требованиями об уплате налогов компания получила. А вот решения о взыскании долгов до адресата не дошли. Распечатка движения писем с сайта «Почты России» показала, что решения отправлены, но не получены. Компания не предприняла мер для их получения, а значит, оснований для отмены решений налогового органа нет (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.04.2016 по делу №А12-26418/2015).
Выводы и рекомендации
Я бы рекомендовал повесить в PR-отделах компании советский плакат «Болтун – находка для шпионов». Размещая информацию в Сети, оцените не только репутационные риски, но и налоговые последствия. Все, что Вы пишете про компанию, налоговики используют для доначисления налогов.
Обязательно перечитайте сайт своей компании, просмотрите контент, который Вы опубликовали на сторонних ресурсах. Проанализируйте информацию о всех заключенных сделках, партнерах, планах и достижениях компании. Сделайте это раньше Вашего налогового инспектора (см. таблицу).
Дмитрий Чернокальцев окончил юридический факультет СПбГУ. Стаж работы в юридическом бизнесе – 15 лет. Руководил юридическими департаментами в крупных компаниях. В 2011 году создал свой бизнес. Специализируется на гражданском, трудовом и семейном законодательстве. Автор публикаций в научно-популярных изданиях.
ООО «Корпоративная солидарность»
Сфера деятельности: юридические услуги для корпоративных и частных клиентов, представление интересов в суде
Численность персонала: 3