
После выхода нового майского указа Владимира Путина в правительстве займутся перезагрузкой поддержки малого и среднего бизнеса. Свои меры уже подготовило
Поддержка малых предпринимателей была одним из пунктов мартовского послания президента Владимира Путина. «К середине следующего десятилетия его вклад в
Перезагрузка мер поддержки не будет означать замену действующих ранее механизмов, речь идет об «обновлении» с учетом запросов бизнеса, сказал РБК федеральный чиновник, пожелавший остаться неназванным. При этом бизнес волнуют не только проблемы, план по которым подготовило Минэкономразвития, но и, например, качество инфраструктуры, отметил он. В министерстве также идет работа по улучшению условий конкуренции и защите прав собственности, подчеркнул собеседник РБК.
Подключить ЦБ
Один из ключевых блоков мер — финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Минэкономразвития предлагает снизить требования Центробанка по объему резервов, которые банки должны создавать при кредитовании малого и микробизнеса (для последнего они сейчас «запретительные», считают в министерстве). Сейчас коэффициент риска по кредитам малому бизнесу установлен на уровне 75% (чем больше коэффициент, тем больше нужно резервировать средств).
Кроме того, у микробизнеса «нет единой картины о всех возможных вариантах поддержки», информационные ресурсы сложны, список нужных документов и требования к ним разные. Для решения этой проблемы Минэкономразвития предлагает создать единую информационную платформу. Вопросы у министерства возникают и к функционированию МСП Банка, созданного для поддержки малого и среднего бизнеса. По факту он не стал институтом развития и конкурирует с другими банками — его предлагается переориентировать на проектное финансирование стартапов и инновационных компаний.
Проблемы наблюдаются и с программой «6,5» — одной из наиболее громких мер правительства по поддержке МСП, через которую предприниматели должны получать кредиты по пониженным ставкам. По данным Корпорации МСП, ставка по кредитам по этой программе выше заявленных 6,5%: при сумме займа не менее 3 млн руб. для малых предприятий она составляет до 10,6% годовых, для средних предприятий — до 9,6% годовых. Банков, уполномоченных участвовать в этой программе, недостаточно (сейчас их 45) — их список следует увеличить до минимум половины от общего числа российских банков (то есть до 260–270. — РБК), пишет министерство.
Реальные 6,5%, а не на бумаге
Пока же программа «6,5» для многих предпринимателей выступает «журавлем в небе», она дает «точечный» эффект, говорит научный руководитель Лаборатории исследований предпринимательства

По программе «6,5» возникают трудности и из-за проблем с кредитными историями, добавляет Чепуренко (на этот вопрос обращает внимание и Минэкономразвития). Подобная программа поддержки малого бизнеса должна охватывать хотя бы 10–12% МСП, считает Чепуренко, без этого ее результаты оценить трудно.
Высокие нормы резервирования, которые закладываются в ставки по кредитам, ведут к удорожанию займов, и это препятствует развитию бизнеса, отмечает вице-президент «
Среди других минусов программы льготного кредитования, как указывает Минэкономразвития, — отсутствие у предпринимателей понимания причин, по которым им отказывают в получении льготного финансирования. Министерство предлагает обязать банки называть эти причины. Кроме того, министерство считает нужным ввести квоту по выдаче кредитов микробизнесу (до 15 работников в штате и годовая выручка не превышает 120 млн руб.) по программе «6,5» на уровне не менее 30% от текущего лимита.
Наконец, ведомство полагает, что малый бизнес «демотивирует» непрозрачность получения кредитов по программе «6,5». Реестр получателей поддержки предлагается сделать публичным, он будет доступен на ресурсах министерства. В текущих условиях, когда получают эту поддержку немного компаний, такое решение может привести к ситуации, при которой предприниматели, не участвующие в программе, будут воспринимать получателей поддержки как «привилегированных игроков», говорит Чепуренко. В целом финансово-кредитная поддержка может действовать лишь в отношении узкой группы предприятий — в первую очередь инновационных стартапов, считает эксперт. Публикация реестра получателей господдержки может иметь, напротив, негативный эффект, потому что у предпринимателей низкий уровень доверия к государству, предупреждает заведующая лабораторией исследований проблем предпринимательства
Одно окно для всех
Минэкономразвития предлагает создать сеть центров под брендом «Мой бизнес» (в Москве действуют аналогичные центры госуслуг для граждан «
В каждом центре предприниматели смогут получить бесплатные консультации по вопросам налогообложения, бизнес-планирования и защите своих прав, а также гарантийную поддержку,
У малого предпринимателя нет времени, чтобы объезжать много госорганов, рассуждает Чепуренко, и создать единый центр — правильная идея. «Все упирается в межведомственное взаимодействие. Российские министерства не очень любят и умеют взаимодействовать — все ревниво охраняют свою часть надзорных и регулирующих полномочий», — напоминает он. Полноценная реализация этой идеи во многом будет зависеть и от вовлеченности регионов и их готовности тратить средства региональных бюджетов, добавляет Баринова.
Реформа инкубаторов
Меры по росту доли малого бизнеса включают и реформу
Поддержка фермеров
Отдельный блок при перезапуске мер для помощи малым предприятиям — сельскохозяйственный. Речь идет о создании Центра поддержки фермерского бизнеса, пишет Минэкономразвития: хотя контрсанкции обеспечивают «огромный внутренний спрос», развитию фермерства мешают проблемы с доступом к финансированию, сложная система предоставления господдержки, отсутствие квалифицированных кадров, сложные механизмы продажи своей продукции. В некоторых регионах центры поддержки фермерства уже существуют, в других их нужно создать — все они должны быть приведены к единому стандарту и исключить дублирующие функции, указывают в Минэкономразвития. «Обкатать» эту меру нужно в 5–10 субъектах, а кураторами проектов должны стать региональные министерства экономики и сельского хозяйства.

Такие центры помогут фермерам сориентироваться в отрасли, оценив риски «будущего хозяйства в зависимости от экономических, климатических и иных особенностей» региона работы. Среди других мер помощи — поиск и подбор земли, поддержка при получении документов на строительство, выходе на внешние рынки и взаимодействии с банками (все это должно происходить в формате «одного окна»). Помогать реализовывать свою продукцию фермерам будут через тренинги по продажам, содействие в доступе на ярмарку или торговую сеть, консультации по раскрутке бренда.
Фермерам нужна помощь в кооперации и сбыте своей продукции, подтверждает Чепуренко: например, в США 90% их деятельности проходит в формате кооперативов. На фермерство в России делали ставку еще в начале 1990-х годов, но реального развития этой сферы (за исключением нескольких специфических регионов) не произошло, рассуждает Чепуренко: рынок в основном занимают крупные хозяйства. «У фермеров очень неравные переговорные силы, и в любых спорах за полку они проигрывают», — отмечает он. С сетями должны общаться крупные организации, объединяющие фермеров из двух-трех областей, тогда они смогут говорить «с позиции силы», объясняет эксперт.