
Российский сектор розничной торговли продуктами питания находится «на пути к зрелости», говорится в отчете
Какие еще главные тренды ждут рынок розничной торговли назвали аналитики Fitch Ratings — в обзоре РБК.
Консолидация розничных сетей продолжится за счет регионов
Fitch Ratings ожидает, что три крупнейших розничных продавца продуктов —
В регионах на продажу выставлено большое количество объектов, но интерес для покупки федеральным ретейлером представляют лишь единицы, говорит гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Спрос существует только на качественные объекты в удачных локациях: например, в прошлом году «
В 2016–2018 годах, по данным Fitch Ratings, самым активным консолидатором на рынке была
«Магнит» подогреет конкуренцию
Сопоставимые продажи и EBITDA розничной сети «Магнит» снижаются с тех пор, как компания уступила лидерство X5 Retail Group в 2017 году. Но недавно обнародованная стратегия ретейлера направлена на восстановление операционных показателей и возвращение лидерских позиций на рынке. Амбициозная, по версии аналитиков, стратегия роста «Магнита» «может подпитать и без того сильную конкуренцию на российском рынке розничной торговли продуктами питания». В Fitch Ratings отмечают, что «это не произойдет незамедлительно, поскольку на изменения потребуется время». По мнению Fitch Ratings, «у «Магнита» достаточно ресурсов для выполнения своих целей по обороту, поскольку компания остается умеренно закредитованной и у нее хороший доступ к внешнему финансированию».
Новую стратегию «Магнит» представил в конце сентября, она была разработана после того, как в первом полугодии у компании сменились владельцы — основатель и основной владелец ретейлера
За девять месяцев 2018 года чистая прибыль «Магнита» сократиласьна 8,3%, до 25,38 млрд руб., а выручка выросла на 7,7%, до 905,37 млрд руб. В третьем квартале 2018 года «Магнит» отчитался о росте чистой прибыли впервые за восемь финансовых кварталов, она увеличилась на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 7,6 млрд руб. Рост показателя объясняется снижением расходов на уплату процентов из-за более низких ставок для привлечения кредитов. Сопоставимые продажи за третий квартал сократились всего на 2% по сравнению с аналогичным кварталом 2017 года, тогда как еще во втором квартале снижение было на уровне 5,2%. В своем отчете за период компания назвала улучшение показателя сопоставимых продаж главным индикатором положительной динамики трансформации.
В приоритете для сетей по-прежнему промоакции и скидки
Промоакции и скидки останутся приоритетными для ретейлеров из-за слабого восстановления потребительских расходов. Как результат, продолжится давление на уровень сопоставимых продаж компаний в 2018–2019 годах.
С 2014 года средний чек в реальном выражении сократился на 25%, что подтверждается ростом доли промоакций в общем объеме продаж и тем, что некоторые виды товаров продаются исключительно за счет промоакций, напоминает эксперт практики потребительского рынка и розничной торговли
В Fitch не ожидают, что компании будут участвовать в ценовых войнах, потому что в течение последних двух лет рентабельность сокращалась и сейчас в интересах ретейлеров ее сохранить.
По мере того как экономическая ситуация улучшалась в 2018 году, ретейлеры указывали на признаки оживления потребителей в первом полугодии. Но в Fitch Ratings эту тенденцию считают хрупкой, а существенное улучшение настроений потребителей — маловероятным. Сегодня покупателя стимулируют скидки и акции, так как восстановление реальных располагаемых доходов в России не происходит — после трех лет сокращения они начали расти в феврале 2018 года, но снова упали в августе. Дополнительного давления на потребление стоит ожидать в связи с увеличением
Конкуренцию в сегменте торговли продуктами питания обостряют специализированные розничные магазины, такие как «Красное и белое» и «ВкусВилл», говорит Рагузин. Таким магазинам удается составить конкуренцию федеральным ретейлерам с точки зрения ассортимента и ценовой политики, в своей категории им зачастую удается потягаться с ассортиментом гипермаркетов, а благодаря большей промоактивности предлагать ассортимент в низшей и средней ценовых категориях. В компании предполагают, что магазины специализированной торговли продолжат отнимать долю у федеральных продовольственных розничных сетей. По данным
Кризис также повлиял на потребительское поведение в количестве походов в магазин: клиенты стали чаще совершать покупки, но с меньшим чеком. Но такой подход, по версии Fitch Ratings, выравнял различия в потребительских привычках между российскими и западноевропейскими потребителями.
В Fitch ожидают, что рентабельность розничной торговли продовольствия будет снижаться по мере созревания рынка из-за растущей конкуренции. По мере взросления рынок фокусируется на эффективности, чтобы компенсировать давление на маржу. Сокращение затрат, более тесное сотрудничество с поставщиками, своевременные поставки и инвестиции в ИТ будут определять конкурентоспособность ретейлеров в течение следующих пяти лет. Несмотря на снижение рентабельности, ожидается, что российские продовольственные ретейлеры увеличат операционные денежные потоки в 2018–2021 годах. Однако, по версии Fitch Ratings, они не станут позитивными, так как после капиталовложений, вероятно, будут направлены на дивиденды.