Чем на самом деле занимаются топ-менеджеры, чем конкретно российская реальность противоречит классикам деловой литературы, и что держит на плаву российские компании, вопреки их недостаткам? Сопоставляем малый, средний и крупный бизнес.
Мне как медиаменеджеру удалось в разное время потрудиться в компаниях разного размера. Недавняя смена работы стала для меня поводом сравнить, чем отличаются разные типы российского бизнеса и каково управленцу живется в каждом из них. Сравнение сугубо субъективное, но выводы подтверждаются не только моим собственным, но и чужим опытом.
МАЛЫЙ БИЗНЕС
Компании из одного-двух человек – это отдельная песня. Посмотрим на те, где сотрудники исчисляются десятками, то есть налицо некая корпоративная структура и более-менее осознанное регулирование бизнес-процессов. По теории управления, топ-менеджер занимается стратегией и общим руководством, а более мелкие задачи делегирует «на нижние уровни». В небольших компаниях первая часть этого постулата более чем актуальна – кроме вас, заниматься этой самой стратегией некому. Как правило, именно вы – горделивый обладатель управленческого образования – ощущаете себя этаким миссионером, претворяющим в жизнь сакральный научный подход. Без вашего планирования и «волшебных пинков» компания вряд ли куда полетит. Но при этом в малом бизнесе с ростом ранга менеджера обязанности не смещаются в сторону «общего вождения руками», как пишут в умных книгах, а просто расширяются. Поэтому в рабочее время вы действуете как специалист в предметной области и как координатор руководителей разных направлений – а по ночам строите далеко идущие планы. Главная задача топа в малом бизнесе – развивать компанию, соблюдая баланс между работой и личной жизнью тактикой и стратегией.
Главные плюсы
Малый бизнес открывает вам как топу огромные возможности. Самая очевидная – собственно, очень легко выдвинуться «из простых». Нужно только пахать, «как папа Карло», в той сфере, где вы реально талантливы и можете быть успешны. Вы постоянно на виду, и оценить вас по достоинству владельцу бизнеса не составит труда. Нет «несгибаемого» штатного расписания, поэтому должность могут придумать специально для вас, с учетом ваших индивидуальных склонностей и способностей. Собственно, в компании вообще нет ни бюрократии, ни жесткой иерархии – еще один «бонус» для вас. Гигантский плюс – это абсолютная свобода под полную ответственность. Вы можете задать своей компании любое направление движения – и она, повинуясь чуткой руке, пойдет вашим курсом. Ощущение творчества, созидания приводит в восторг. При этом осознание того, что от вас зависит судьба целого бизнеса, всех его сотрудников и, кроме того, его клиентов, делает ваши решения сто раз продуманными и взвешенными.
Главные минусы
Вас не покидает ощущение, что ресурсная база компании постоянно отстает от ваших гениальных планов по развитию. «Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет» – это как раз про малый бизнес. Вы видите массу возможностей – но далеко не на все у вас хватает средств, времени и сил
.
Отсюда другой важный минус –
нестабильность.
Резервного фонда тоже нет (
хотите сказать,
вы противитесь соблазну все
появляющиеся деньги сразу пускать на развитие?).
Поэтому малый бизнес действует под
девизами «
волка ноги кормят» и «
будет день –
будет пища». И
часто упускает отличные рыночные возможности.
Основа успеха
Что позволяет малому бизнесу быть успешным, несмотря на зависимость от внешней среды, волатильность и массу прочих ограничений?
Люди. В маленькой компании нет места «планктону», работают только лучшие в своем деле. Каждый из них невероятно эффективен, тащит огромный воз самых разнообразных обязанностей. Все они вместе действуют в тесной связке друг с другом, поддерживают друг друга, достигают взаимопонимания – ресурсов на дрязги и сбои нет. В сердце каждого – энтузиазм и любовь к этому бизнесу, к своему делу. Каждый готов на подвиг – совершать их приходится много и часто. А без энтузиазма и любви в таком режиме долго не протянешь.
Если в малую компанию приходят хоть сколько-нибудь большие деньги – она расправляет плечи, вдыхает полной грудью и... переходит в «среднюю весовую категорию».
СРЕДНИЙ БИЗНЕС
Типичная средняя компания – это сотни сотрудников, иногда территориально распределенных. По бизнес-книгам, в такой организации уже есть регулярный менеджмент, поэтому работает она как часы, сохраняя при этом гибкость и маневренность за счет небольшого размера. Действительно, все в средней компании делается под девизом «мы серьезная фирма!». Но в большинстве случаев «серьезность» принимает своеобразные формы. Например, непроходимой бюрократии и зарегулированности, уровень которой не соответствует масштабу компании. Два человека, сидящие через стенку, а то и через стол друг от друга, могут общаться исключительно через служебные записки, составленные по особым корпоративным шаблонам (не существующим нигде за пределами этой компании), зарегистрированные в канцелярии и завизированные высшим руководством. Главная задача топа в такой организации – не сойти с ума выстроить систему личных связей с другими ключевыми персонами, позволяющую легко и быстро «решать вопросы». Ведь каждый отдельный сотрудник в средней компании – милейший, адекватнейший человек, это вместе они – беспощадная корпоративная машина, скрепленная процедурами и ритуалами.
Главные плюсы
Ресурсов гораздо больше, чем в малом бизнесе. Можно не только нарисовать генеральную линию и наметить цель на горизонте, но и реально двинуться к ней. Большинство инструментов достижения цели уже не будет выпилено в спешке на коленке и будет работать вполне себе предсказуемо и надежно. Не нужно требовать ежедневных подвигов от своей команды – людям достаточно просто хорошо работать. Следовательно, легче подобрать персонал – хороших работников на рынке труда больше, чем идеальных
героев.
Ваши управленческие знания и
навыки помогут вам в
этом пусть искаженном,
но все
же регулярном менеджменте.
Главные минусы
Большую часть времени вы ощущаете себя на работе, как на чаепитии у Безумного Шляпника. Все искажается – информация, отношения, смысл слов, суть процессов и процедур. Для эффективной работы вам нужно полностью погрузиться в эти хитросплетения и научиться играть по правилам. А для настоящей эффективности – сохранять в памяти, как эталон, «нормальные» аналоги всего происходящего вокруг вас. Тогда вы сможете, зная правила, успешно нарушать их. Но рискуете стать шизофреником.
Основа успеха
Что приводит средние компании к бизнес-результатам, позволяющим содержать и развивать эту искаженную реальность?
Продукция и сбыт. Средняя