В Союзе торговых предприятий РТ
17.08.2023
Продолжаем тему онлайн-продаж алкоголя с доставкой.12.04.2023
ВЫБРАТЬ ВЕРНЫЙ ПУТЬ19.12.2022
Наши поздравления!
Календарь мероприятий
В Министерстве промышленности и торговли РФ прошло заседание рабочей группы, рассмотревшей актуальные вопросы торговли, в частности продолжена работа над Концепцией развития оптовых продовольственных рынков.
19.12.2019
В повестке дня стояли следующие вопросы:
О рассмотрении вопросов организации осуществления торговой деятельности на оптовых продовольственных рынках, в том числе с учетом анкетирования.
О доработке Концепции развития оптовых продовольственных рынков.
Разное.
Выступление
президента Союза рынков и торговых предприятий
Республики Татарстан Н.Н.Сулейманова
Уважаемые коллеги!
В 2020 г. в России в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной инициативы" будет проведен Год предпринимательства. Об этом говорится в проекте указа Президента РФ "О проведении в Российской Федерации Года предпринимательства", опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации.
"Данное событие позволит провести системную работу по популяризации предпринимательской деятельности среди широких слоев населения, прежде всего молодежи, создать единую информационную среду для российских предпринимателей, придать импульс для активного продвижения компаний на зарубежные рынки", - сообщается в документе.
Сам нацпроект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" рассчитан на 2019-2024 годы. Напомню, что одними из главных целевых показателей нацпроекта является увеличение доли Малого и среднего предпринимательства в ВВП страны с нынешних 22,3% до 32,5%, а числа занятых в секторе - на 5,8 млн человек, до 25 млн человек в последующие шесть лет. На реализацию нацпроекта власти направят 481,5 млрд рублей.
А теперь обратимся к реалиям.
С чем же мы подходим к заявленному Году предпринимательства в стране?
Современный малый бизнес в нашей стране нельзя назвать успешным. По разным статистическим данным, не менее 50% ИП закрываются или «замораживаются» в течение первого года своего существования. А до пятилетнего возраста доживает лишь 5-10% компаний. Такая ситуация в российской экономике носит хронический характер и наблюдается не первый год. И особенно тяжело предпринимателям быть успешными сегодня, в эпоху экономической неопределенности.
При этом основные внутренние проблемы малого предпринимательства, как: отсутствие четкого планирования, неэффективное управление, финансовые сложности меркнут перед внешними факторами. А в данную категорию можно отнести все те проблемы, которые извне создают преграды для эффективного развития небольших организаций. Основные из них: кризисное состояние экономики; высокие ставки налогообложения; бюрократические проволочки и бумажная волокита; высокая стоимость страхования и другие.
В России законы разрабатываются, меняются и принимаются в большом количестве и скорости. Только за последние годы были разработаны, изменены или внесены поправки в такие законы как: № 303-ФЗ от 03.08.2018 (повышение НДС(налог на добавленную стоимость) до 20 %), ст.44 в федеральном законе 44-ФЗ от 01.10.2018 (требование иметь спецсчета для участников госзакупок), 54-ФЗ от 22.05.2003(обязательное применение онлайн касс) и так далее, и тому подобное...
Не каждый чиновник, в отличие от предпринимателя, знает, что в России существует около 160 различных видов контроля и надзора, а за год выходит несколько новых законодательных актов. При этом в некоторых областях продолжают действовать устаревшие нормативные акты. Это приводит к тому, что в итоге действуют два-три законодательных акта противоречащих друг другу, что опять же создает для предпринимателей различные проблемы.
При этом одна проблема тянет у нас за собой другую. Но скажу так: проблемы могут устранить только те люди, у которых эти проблемы есть. По логике все они разрешаются только двумя путями: или исчезают, или удваиваются. Для нас, предпринимателей, к сожалению, работает только второй вариант.
Самый известный американский экономист, наиболее запомнившийся своей иронической работой «Новое индустриальное государство», Джон Кеннет Гэлбрейт в свое время отметил: «Неправильные решения не вечны, их можно поменять. А вот потери из-за поздних решений восполнить невозможно».
И мы это видим на примере принятого 30 декабря 2006 года печально известного федерального закона №271-ФЗ «О рынках…»,поправки в который посыпались буквально на следующий год и это продолжается практические ежегодно. Только в 2012 году в Госдуму было внесено шесть законопроектов с изменениями в 271-ФЗ! Число поправок приближается к двум десяткам! Одним из последних действий было подписание в августе этого года Федерального закона N 302-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О розничных рынках …", который отменяет понятие "карточка продавца" и связанные с ним статьи. А к сегодняшнему дню Минпромторг РФ созрел для отмены этого закона, который по свидетельству юристов нарушает конституционные права граждан. Вот только потери из-за его действия на протяжении всех этих лет оказались более чем разрушительные.
Отмечу, что Союз рынков России, который возглавляет доктор экономических наук, член Научно-экспертного Совета при Комитете Госдумы по экономической политике и предпринимательству (III и IV созывов) и при Комитете Госдумы по аграрным вопросам (V и VI созывов), член Комитета по развитию АПК ТПП РФ Сиражудин Урцмиевич Нуралиев, при поддержке всех членов общественного объединения, в числе которых активно работал и наш Союз рынков и торговых предприятий Татарстана, все эти годы проводил планомерную и кропотливую работу с депутатским корпусом, с законодателями, показывая на конкретных примерах из регионов страны губительное действие этого второпях принятого закона. По данным Росстата в период с 2010 по 2017 год доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли (по формам торговли) России снизилась с 12,4 до 6,6%. При этом количество рынков за последние семь лет сократилось в три раза. Это ли не вредительство?!
Но работа с 271-ФЗ – это лишь один из фрагментов нашей деятельности, которую Союз рынков и торговых предприятий Татарстана строит на планомерной работе с законодателями, понимая, что иные методы (стачки, пикеты, забастовки и прочее) в наших реалиях и по нашей тематике не сработают. В данном случае битва – не решение вопроса. «Нет ничего хуже выигранной битвы, за исключением битвы проигранной», - говорил в свое время британский полководец Веллингтон.
Добавлю, тем более, когда речь идет о продовольственной безопасности страны. Результаты от выбранной нами тактики, как видите, есть.
Теперь бегло остановлюсь только на нескольких наших, думаю, общих проблемах, в решении которых, причем на федеральном уровне, нам нужно объединить усилия.
Значимой проблемой является несовершенство механизма кадастровой оценки объектовторгово-сбытовой инфраструктуры. Её решение требует разработки единой методики кадастровой оценки объектов недвижимости на федеральном уровне, способствующей развитию торгово-сбытовой инфраструктуры и обеспечению добросовестной конкуренции между различными каналами сбыта, росту производительности труда и экономическому развитию страны.
Необходимым условием решения этой проблемы является организация тесного взаимодействия региональных органов исполнительной власти с соответствующими органами, осуществляющими оценку кадастровой стоимости объектов торгово-сбытовой инфраструктуры в субъектах Российской Федерации. Отсутствие эффективного взаимодействия между этими региональными органами власти вызвало значительное завышение кадастровой стоимости объектов. Предприятия вынуждены закрываться или продавать свой бизнес в ущерб экономическим интересам самих предприятий и государства.
Вызывает вопросы своевременность вступления в силу Закона о применении ККТ с онлайн передачей данных. Как показали исследования этой проблемы, многие регионы оказались не готовы к внедрению этой техники. Хочу обратить внимание, что сельхозярмарки и рынки, торгуя товарами в одной позиции, причем реализуют их одни и те же лица, работающие в одной и той же сфере (фермеры, крестьяне, индивидуальные предприниматели) находятся в разных налоговых и финансовых условиях: на сельхозярмарке не требуются применения ККТ (в отличие от продовольственных рынков), участники ярмарки не оплачивают арендные платежи. В то время как ИП, КФХ, работающие на рынках, оплачивают аренду, налоги и сборы, тем самым поддерживая все уровни бюджета.
Далее. Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р утвержден перечень товаров подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Настоящее распоряжение вступило в силу с 1 декабря 2019 г. И это - увеличение конечной стоимости реализации товаров, что повлечет за собой снижение спроса и обернется проблемой для малого бизнеса, учитывая низкую платежеспособность населения. Необходимо внесение поправок (конкретно: введение моратория на два года) в п 4.Распоряжения Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р, как несоответствующим законодательству РФ, нарушающим права и интересы индивидуальных предпринимателей.
Жизненно актуален сегодня для бизнеса иЕдиный налог на вмененный доход (ЕНВД, или «вмененка»). Как один из специальных режимов налогообложения появился в Налоговом кодексе РФ в 2002 г. и должен был решить сразу две проблемы. Во-первых, упростить жизнь малому бизнесу, заменив всю совокупность налогов одним платежом, который платится бизнесом сразу с заранее заданного уровня доходов. Во-вторых, местные бюджеты получали стабильный источник дохода без сложного администрирования. В 2012 г. от ЕНВД решили отказаться (с 2014 г.), сделав ставку на патентную систему, но она не пользовалась спросом со стороны бизнеса, поэтому отмену ЕНВД перенесли на 2018 г., а потом и до 1 января 2021 г. Глава Минфина Антон Силуанов уже заявил, что решение об отмене окончательное и обратной дороги нет.
Пустующие торговые центры по всей стране, массовая безработица, повышение цен — это лишь часть тех негативных последствий, к которым может привести отмена ЕНВД. В условиях сложной экономической обстановки в стране это станет для малого бизнеса тяжелым ударом и приведет к уходу в тень или закрытию. Существенное преимущество системы ЕНВД в том, что небольшие компании, даже скорее микропредприятия со штатом до 10 человек имеют возможность заниматься торговлей, оказывать услуги и при этом оставаться конкурентоспособными по отношения к крупным организациям. Считаем отмену ЕНВД нецелесообразным и противоречащим целям и задачам национальных проектов, в том числе проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Но наши законотворцы не устают, работают в поте лица. И вот появляется новая инициатива: теперь в 54-ФЗ новое определение «расчетов»,и в него включены любые безналичные расчеты, а не только расчеты электронными средствами платежа, от приема (получения) и выплаты денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги до выплаты авансов.
Еще год назад необходимость пробивать чеки для платежей на расчетный счет казалась нонсенсом – сегодня это реальность. Теперь на повестке дня чеки, сопровождающие любое действие продавца, включая отгрузку без оплаты и зачет авансов. Да и классические взаимозачеты тоже. Напомню про штрафы. Они не маленькие. Непробитие чека по безналу с 1 июля приравнивается к неприменению онлайн-кассы. А это серьезные штрафы и при повторе — блокировка счета на срок до 90 дней. Такая блокировка парализует работу фирмы.
Очевидно, призыв первого лица государства - «не кошмарить» бизнес уже прочно забыт законодателями.
Перечисленные мною проблемы касается каждого из нас. На мой взгляд, это тот вектор, в направлении которого мы должны объединить наши усилия.
С мертвой точки сдвинулся вопрос о создании оптовых продовольственных логистических центров. Совместными усилиями нам удалось довести работу до создания Концепции развития оптовых продовольственных рынков в Российской Федерации.
Сам документ строится на понимании того, что современный оптовый продовольственный рынок – это не только большая площадка для взаимодействия оптовой и розничной торговли, набор сервисов, услуг, но и это инструмент мониторинга цен и обеспечения качества продукции, во главу которого стоит исключительно важная для страны её продовольственная безопасность.