В Союзе торговых предприятий РТ
17.08.2023
Продолжаем тему онлайн-продаж алкоголя с доставкой.12.04.2023
ВЫБРАТЬ ВЕРНЫЙ ПУТЬ19.12.2022
Наши поздравления!
Календарь мероприятий
Как составить претензию к перевозчику
15.10.2020
Претензия к перевозчику — это юридический документ для досудебного урегулирования споров в транспортной сфере. Обращение фиксирует требования по факту нарушения обязательств по договору доставки груза или багажа.
В каких случаях подавать претензию к перевозчику
В соответствии со ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа. Он же возмещает причиненный ущерб в следующих случаях и размерах (п. 2 ст. 796 ГК):
Последствия для груза или багажа | Размер ответственности |
---|---|
Утрата или недостача |
Стоимость утраченного или недостающего груза или багажа. |
Повреждение (порча) |
В сумме, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного — в размере его стоимости. |
Утрата сданного к перевозке с объявлением его ценности |
В размере объявленной стоимости груза или багажа. |
Дополнительные особенности заключаются в том, что перевозчик (п. 3–4 ст. 796 ГК):
- отвечает за перевозимые материалы после их принятия и до выдачи грузополучателю или лицу, управомоченному на получение багажа;
- вправе доказывать в суде и предоставлять документы о том, что недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и/или устранить;
- возвращает провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, если эта плата не входит в стоимость услуги — когда получена от отправителя (получателя), обоснованная и подкрепленная доказательствами, претензия за неуплату транспортировки груза или его порчу (кроме ущерба за груз).
Кто вправе подавать
Претензионный порядок урегулирования спора обязателен в случаях, предусмотренных законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, п. 3 ст. 132 ГПК РФ, ч. 3 ст. 4 КАС РФ). Применительно к соглашениям по перевозке грузов обязательный досудебный порядок предъявления претензии к перевозчику предусмотрен статьей 797 ГК. Правила регулируются соответствующим транспортным уставом или кодексом.
Закон или устав | Раздел НПА |
---|---|
Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ (ред. от 08.06.2020) | |
Федеральный закон №18-ФЗ от 10.01.2003 (ред. от 08.06.2020) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» | ст. 95, 107 |
Федеральный закон №259-ФЗ от 08.11.2007 (ред. от 18.03.2020) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» | ст. 34 |
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации №24-ФЗ от 07.03.2001 (ред. от 08.06.2020) (с изменениями и дополнениями вступил в силу 14.06.2020), статья 43 «Вина судов в столкновении» | ст. 44, 114, 117 |
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации №81-ФЗ от 30.04.1999 (ред. 13.07.2020) | ст. 169, 190 |
Иск подается:
- грузоотправителем — им может выступать юридическое или физическое лицо, действующее от своего имени или по поручению собственника, выполняющее обязанности стороны в договоре перевозки;
- грузополучателем — это сторона, которой адресован груз в пункте назначения.
Основания для дальнейшего судебного спора и подготовки иска (п. 2 ст. 796 ГК):
- полный или частичный отказ перевозчика удовлетворить претензию;
- неполучение от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
При несоблюдении претензионного порядка исковое заявление:
- возвращается судом (п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 129 КАС РФ);
- в случае принятия к производству оставляется без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ, абз. 2 ст. 222 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ).
Как оформить
Для формирования претензии отправитель (получатель) должен иметь на руках:
- транспортную накладную с отметками о несохранности;
- акт.
Например, при предъявлении претензии наземной транспортной компании нужно учесть следующее:
- обязательный претензионный порядок установлен п. 1 ст. 797 ГК РФ и ч. 2 ст. 39 УАТ (ФЗ-259 от 08.11.2007);
- срок исковой давности равен одному году (п. 3 ст. 797 ГК РФ).
-
Есть особенности при формировании претензий на биржах грузоперевозок, ознакомьтесь с ними. На популярной платформе «Автотрансинфо» порядок и требования, как выставить претензию в АТИ за неуплату или порчу груза, регулируются Положением о порядке направления и рассмотрения претензий.
ВАЖНО!Срок исчисляется со дня выдачи груза в случае недостачи, повреждения (порчи) груза или со дня признания утраченным в случае его утраты.Структура досудебного документа перевозчику не регламентирована законодательно и составляется в соответствии с правилами документооборота. Схему документа рекомендует ГОСТ Р ИСО 10002-2007.
Шаг 1. При заполнении вводной части укажите:
- реквизиты отправителя (лучше использовать бланк, в котором есть все данные);
- адресата — название, Ф. И. О. руководителя, реквизиты;
- исходящий номер и дату регистрации;
- заголовок письма («Претензия»);
- причину обращения (максимально конкретно и информативно).
Шаг 2. В основной части подробно опишите:
- факт существования договора перевозки, его номер и дату, описание перевозимых материалов;
- факт задержки доставки (порчи) и общую сумму ущерба на день оформления;
- дайте ссылки на статьи законов, транспортные уставы и НПА.
Шаг 3. В резюмирующей части разместите требования:
- о погашении задолженности;
- о возмещении убытков (здесь приводят расчет долга и включают в него пени или неустойку на день подготовки документа);
- дайте ссылку на законодательные акты при необходимости.
Шаг 4. Обязательно приложите документы, которые упоминаются в тексте. Вот для примера образец претензии к транспортной компании, повредившей груз, со всеми перечисленными разделами:
Документ перевозчику:
- составьте в двух экземплярах, один из которых отправьте адресату, а другой оставьте у отправителя (получателя);
- направьте почтой с обязательным уведомлением о вручении либо передайте под подпись уполномоченному лицу (с указанием его данных, штампа регистрации или печати перевозчика).
Претензия содержит желаемые и разумные сроки для ответа и/или устранения проблемы и ее последствий. Отсутствие реакции является основанием для обращения в суд.
Какие документы понадобятся
-
В качестве дополнительных доказательств позиции следует подготовить и приложить:
- акты обследований;
- расчет (например, при работе на биржах перевозчиков он готовится с учетом их требований, авторизованные пользователи «Автотрансинфо» используют платформенный образец обоснования суммы претензии в АТИ и имеют возможность при подготовке расчета получить консультацию экспертов);
- квитанции;
- дополнительные соглашения;
- фотографии;
- ссылки на видеофайлы.
Кроме положений гражданского и арбитражного процессуального кодексов, при составлении образца претензии к перевозчику о повреждении груза при перевозке автомобилем используется «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», введенный ФЗ-259 от 08.11.2007.
От кого: ООО «Пивоварня»
ИНН 12332132321, КПП 123321123
ОГРН 3211230012
Адрес: г. Пиво, ул. Пенная
д. 77, склад 21
телефон +71233212301
Кому: ООО «Транспорт»
(наименование перевозчика)
ИНН/КПП 321000123/11332122
ОГРН 1211230012
Адрес: г. Стекло, ул. Стеклодувная
д. 11, склад 15
телефон +71233212301
Требование (претензия) о возмещении стоимости поврежденного груза и о возврате провозной платы
Между ООО «Пивоварня» (грузополучатель) и ООО «Транспорт» (перевозчик) заключен договор перевозки груза №021 от 10.06.2020, в соответствии с которым 19.06.2020 по товарно-транспортной накладной №123 от 19.06.2020 отправлен груз — литровые бутылки с бугельными пробками в пластиковых ящиках, 300 ящиков по восемь бутылок (2400 бутылок). Стоимость составляет 360 000 (триста шестьдесят тысяч) рублей. Согласно пункту 3.1 договора доставка осуществляется по адресу: г. Пиво, ул. Пенная, д. 77, склад 21, 19.06.2020 в 16:00.
В установленное время получен частично поврежденный (испорченный) груз. Факт наличия повреждений подтверждается актом №54 от 19.06.2020, составленным замдиректора ООО «Пивоварня», заведующим терминалом ООО «Тара» и представителем перевозчика ООО «Транспорт». Провозная плата по договору в размере 30 000 рублей была уплачена получателем, что подтверждается п/п №321 от 17.06.2020.
Согласно пункту 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность за несохранность перевозимых материалов, происшедшую после принятия к перевозке и до выдачи получателю или лицу, управомоченному на получение, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации ущерб, причиненный при перевозке, возмещается перевозчиком в случае утраты или недостачи груза в размере стоимости утраченного или недостающего. Согласно пункту 3 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей), возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного, если эта плата не входит в стоимость груза.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1, абзацем 2 пункта 2 и пунктом 3 статьи 796, пунктом 1 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, грузополучатель просит в течение 5 дней с момента получения претензии:
1. Возместить стоимость поврежденного (испорченного) груза в сумме 12 000 (двенадцать тысяч) рублей.
2. Вернуть часть провозной платы в сумме 3 000 рублей.
Приложения:
1. Копия товарно-транспортной накладной №123 от 19.06.2020.
2. Платежное поручение №321 от 17.06.2020 об уплате провозной платы.
3. Акт о повреждении №54 от 19.06.2020.
Руководитель ООО «Пивоварня» С. С. Сидоров
Акт, подтверждающий факт порчи.
Выполнение требований к составлению и содержанию претензии к перевозчику за нарушение сроков доставки позволяют покрыть убытки, связанные с задержкой исполнения обязательств.